«Стремление сформировать в общественном сознании образ врага всегда отличало белорусское руководство. Ранее в этой роли выступали Америка, Европа и Запад в целом. Теперь одним из главных врагов объявлена Россия». Подобные слова можно отнести к высказываниям Дмитрия Медведева о Лукашенко. Ясно, что если что-то объединяло Союзное Государство, то это именно идеологема «внешне-западного врага». Лукашенко, в отличие от других, высказывал эту мысль более жестко, за что и завоевал симпатии профессиональных патриотов России. Их патриотизм нередко измеряется лишь одним критерием: насколько они предпочитают Лукашенко любому президенту России.
На протяжении 15 лет Лукашенко объясняет, что, хотя он получает деньги из Москвы, Беларусь платит тем, что за деньги не купишь! «Кровью платим: из последних сил сдерживаем на погранзаставах танковые клинья НАТО, которые отчаянно рвутся к Смоленску! Мы можем погибнуть, но выручаем великого русского брата!» Настоящие русские патриоты, услышав это, играют желваками, их жены не скрывают слез, а Кремль… Кремль молчит. КРЫТЬ-ТО – НЕЧЕМ! Вынь из-под Вертикали образ западного врага, откажись от главной отмазки «если не мы – то американские шпионы и пятая колонна», и что останется? А ничего не останется… Пшик!
Сегодня, зайдя на вполне благонамеренный патриотический сайт, можно столкнуться с поразительной картиной. Когда кто-то, по простоте душевной, незатейливо хвалит дуумвират, делая замечание о том, что мы, как говорится, бодро встали с колен на карачки, его встречают трехпалым свистом! И обзывают не хуже, чем «демшиза» на «Гранях», «Еже» и в других местах. «Холуй» – единственно цензурное, что этот «наш» услышит… В общем, похоже, что власть и патриотов достала.
В чем же разница между патриотом и оппозиционером? А в том, что стоит кому-то на патриотическом сайте обругать власть, как ему в ответ несется – «либераст», и напоминают о том, что Запад не дремлет, только и мечтает с помощью «плохишей» взорвать нашу нефте-газовую крепость изнутри. Противостояние коварным планам Запада и его выкормышей из «пятой колонны» – последняя (она же единственная) линия идеологической обороны власти. Нет борьбы с Западом – и власть оказывается совершенно голой…
Кстати, Лукашенко в этом смысле менее «зависим от Запада» – как верно заметил Медведев, «батька» может подзарядиться «борьбой с Россией». У России таких возможностей нет. Борьба с Беларусью в России уж точно не прокатит. Если Кремль всерьез хочет разорвать пуповину, связывающую его с Лукашенко, то это можно сделать только одним способом – перерезав идею «Общего Врага Славян». Но чем заменить эту мощную формулу? Тут «нейтралитетом» не отделаешься. Нужен радикальный идеологический разворот: идти к вступлению в НАТО, признать все прежние оборонные паранойей…
Это не просто вставание с колен, а попытка встать с головы на ноги. Вдруг признать, что кроме своей дури у нас нет ничего, и все фиговые листки, которыми прикрывали идеологический срам, липовые! Думаю, что на такое сальто-мортале никто в Кремле не пойдет. Да, выигрыш велик: вот он – Новый курс, вот она – реальная модернизация! Но риск – еще больше. Слишком долго (за много десятилетий до 2000 года!) вырабатывали эти идеологически-хватательные рефлексы.
На бытовом уровне все сейчас чувствуют, что что-то здесь не так, что вряд ли итальянские танки и немецкие бомбардировщики нам так уж угрожают, да и американские ракеты тоже… Тем более что действительно элита и народ предпочитают заниматься бизнесом, отдыхать, учиться – как известно, у западных «врагов». Ну и что? Тут скучная проза (ясно, евро лучше рубля!), а тут – политика, идея. Эмоционально и мировоззренчески, поверх деталей, народ «все равно верит» в «сущностное противостояние с Западом». Кушать – да, а так – ненавижу! Народ верит, потому что хочет верить, хочет чем-то «жизнь скрасить». Ну, не совсем же мы зря дурака-то валяем!
А царь, который бы замахнулся на святое, на противостояние с Западом, услышит страшный ропот: «Царь – НЕ НАСТОЯЩИЙ!». А нынче такие времена: чтобы свалить власть, ропота достаточно – защищать-то некому… Если мы остаемся в своей вяло-антизападной парадигме, то склока с Лукашенко так и останется сугубо личным столкновением братьев по разуму. И в такой склоке внутри старой мышеловки всегда победит Батька, хоть более бедный, зато более упертый.
