Итак, Госдеп США отверг идею «совместного патрулирования Киргизии» русскими и американскими войсками. Реальная политика – это множество взаимоисключающих намеков, слов и обещаний, за которыми следуют дела, предсказать которые нельзя. Завтра в ином формате могут снова вернуться к подобным идеям. Я бы хотел подвести краткий итог своим «киргизским заметкам».
Первое. Гуманитарная часть. Россия – не гуманная страна. Она не гуманна ни к своим гражданам, ни к иностранцам. Не будет, как ЕС, принимать беженцев тысячами, обеспечивая их всем необходимым. Своих не обеспечивает! Лицемерные разговоры о «всемирной отзывчивости» у нас очень популярны. Что ж, похвалить себя – кто еще похвалит…
Второе. Имперский аспект. Россия – лопнувшая империя. У нее не хватает ни физических, ни моральных сил для сохранения имперских амбиций. Любая серьезная попытка вмешательства в Киргизии приведет к тому, что эта страна ухватится за Россию как за якорь спасения. Россия получит сателлита, которому будет обязана помогать: ответственно за тех, кого приручила. Российское руководство вряд ли пойдет на это: 4 миллиарда Украине, 1 миллиард Южной Осетии, а сколько понадобится Киргизии? И какой у России дефицит бюджета?
Третье. Защитный аспект. Киргизский кризис представляет собой значительные угрозы для России. Это и возможный поток беженцев, и усиление наркотрафика, и перспектива Большого Взрыва, который может охватить всю Среднюю Азию с ее проблемными режимами. Первые две опасности можно минимизировать, усиливая границы и борьбу с наркоторговлей в самой России. Это будет дешевле, чем «антинаркотическая оккупация» Киргизии. Однако третья угроза действительно страшна. Если Средняя Азия охватит конфликт, это может стать серьезной проблемой для нашей страны, особенно с учетом ситуации на Северном Кавказе. Надежда лишь на то, что подобные опасности предсказывались не раз, и пока ничего не произошло. За двадцать лет был и кризис в Таджикистане, и волнения в Узбекистане, но взрыва Средней Азии и прихода туда талибов так и не случилось. Это может означать, что в социальных условиях и менталитете этих республик есть что-то, что не позволяет событиям развиваться по подобному сценарию. В любом случае, серьезно противостоять этой угрозе Россия не в состоянии. «Контролировать» Среднюю Азию с ее 66 миллионами населения России с ее 140 миллионами просто невозможно.
Четвертое. Внутренние дела РФ, модернизация. Россия не может модернизироваться самостоятельно, без мощной поддержки «передовых стран», по сути – США. Это тема слишком важна для пустых разговоров. Мобилизационная модернизация невозможна: сил нет, и она не нужна – ракетно-угольная модернизация XX века не приведет к успеху в глобальном XXI веке. Технологическая модернизация без опоры на высокотехнологичные экономики – это просто пустая болтовня. Никто не будет модернизировать Россию за нас. Участие США – это не условие, необходимое для модернизации, но совершенно необходимое. Перезагрузить Россию без перезагрузки отношений с США невозможно. Однако у США нет экономической выгоды в модернизации РФ: наша дешевая рабочая сила уже была растрачена. Наша рабочая сила стала дорогой и не слишком эффективной. Экономика – чрезмерно материало- и энергоемкая. Мы нужны миру лишь как сырьевой придаток. Это исключительно бизнес, без всякого русофобства. Выход для России один: найти способ заинтересовать США в себе. Не как поставщике нефти (которую США, кстати, почти не покупают) и металла, а как технологической державе. В данный момент такая Россия Западу не интересна. Если она не нужна, то ее не будет. Технологически развитая Россия интересна Западу только в том случае, если станет стратегическим военно-политическим союзником. Против кого дружить, есть ясный ответ – против исламского фундаментализма и мирового терроризма. Преувеличена такая опасность или нет, но она существует. На Западе к ней относятся вполне серьезно. Следовательно, нужно взаимное доверие. А вот как его достичь – это и есть главная задача как российской элиты, так и общества. Если, конечно, думать не только о мелком тщеславии и «футболе с США», но и о будущем своей страны.