Леонид Радзиховский, публицист:Товар и цена

Политика Путина – не причина, а следствие коренных проблем России. Сырьевая рента, властная рента, номенклатурный капитализм. Это – «придумки Путина»? Нет. Это ровно то, что было ДО Путина. Это ровно то «производственное задание», которое вручили Путину вместе с ядерным чемоданчиком. Ради сохранения этого была проведена в 1999 операция преемник. Искали разные варианты, а нашли в итоге вот такой.

«Конкурирующая фирма» хотела сохранить ту же Систему, но «перенаправить потоки». В итоге, победили медвежьи объятия тех и других, берлоги хватило всем – а вот основные потоки понемногу утекли в третьи карманы. Сама эта модель номенклатурно-сырьевого капитализма – не плод злой воли Бориса Николаевича и Бориса Абрамыча. Это был неизбежный вариант развития капитализма в России, наша почва, из которой вырастает наша судьба.

Примерно по той же модели он развился во всех республиках СНГ, в Средней Азии в рамках сословно-феодальной матрицы. Тут очень мало индивидуальных акцентов того или иного президента. Только сырьевой бизнес – почти ничего личного. Это значит, что от Путина ничего не зависит, кроме конкретных фамилий в списке «Форбс»? Нет, не значит.

У нас есть два варианта существования: российский – с неподвижно-несменяемой властью, и украинский – с неподвижно-сменяемой властью. Власть тоже олигархически-номенклатурная, причем на Украине министры – это прямые олигархи первого гарнитура. Также коррумпированная до краев. Страна отсталая – без высоких технологий, невосприимчивая к современной науке. И тоже с депопуляцией, причем на Украине она куда сильнее, чем в РФ. Но с СВОБОДНОЙ сменой лидеров. Причем, в ходе конкуренции на верх выходят далеко не самые умные и сильные.

Демократический выбор – далеко не всегда выбор лучших. Конкуренция не всегда дает успешный результат. Свобода не является условием ни необходимым, ни достаточным для экономического процветания. Она является необходимым, но недостаточным условием для улучшения качества жизни. И свобода сама по себе ценна. Как показал опыт Украины, от нее не становится хуже в экономике, но и лучше – не становится.

Я бы не переоценивал значение ухода Путина и «свободных» выборов нового президента. Никто из системной и внесистемной оппозиции не знает рецептов реального изменения страны. Все говорят одни и те же слова: «борьба с коррупцией, умная экономика, правовое государство…». Остался пустяк – КАК этого добиться? Как среди наших хлябей и топей воздвигнуть «русскую Швейцарию»? Какими силами? За счет какого организованного класса общества?

«А в ответ – тишина». Но я бы не говорил, что уход Путина – это чуть ли не катастрофа, что власть взять некому. Чем Хлопонин, Дерипаска, Шувалов, Трутнев хуже? Разумеется, к власти придет кто-то из таких людей. Или они ждут Волшебного Принца на яхте с алыми парусами? Они «в среднем» не хуже. Но чем они лучше? Только одним: НОВЫЕ.

В открытой стране 11 лет – ГРОМАДНЫЙ срок. Не глупо придумано менять президентов. Нет гарантии, что новый будет лучше. Есть гарантия, что старый надоедает. Людям надо давать новые книги, фильмы, политиков… Нейрон новизны – необходимая часть организма.

Кроме того, пора обрубить хвост Средневековья – сакральную, несменяемую Власть, уход которой воспринимается как Мировая катастрофа. Нужно выработать рефлекс неизбежной смены власти. Регулярная, спокойная, живая смена президентов – необходимый обществу спектакль. Спектакль, только и всего? Ну, да. Ожидать, что смена президента изменит страну в корне, наивно.

Это важный процесс. За 11 лет исходный импульс Путина исчерпан. Это одна из причин политической и социальной апатии общества. Новые идеи не берутся из книжек и докладов, они вытекают из всей жизни, из опыта и переживаний лидера страны. Важны не «тексты слов» спичрайтеров, а душа лидера. Политическое пение по фанере политтехнологов невозможно.

Поэтому лидеров нужно регулярно менять ради ощущения новой энергии и нового опыта. Весь вопрос в одном: уход Путина… Как же? Какими силами? Письмом с 13.000 или 130.000 подписями? Парламентом? Или как? Остается одно: насильственное «подталкивание» к выходу. «Насильственное» не значит «кровавое», это может быть и бескровным.

Но это может быть и очень даже кровавым. На гребне популистской волны могут прийти радикалы. И на смену им с трудом войдет Каменный Гость номенклатуры. Как правит каменная задница номенклатуры на той же Украине, так правит она и в России в 1990-е. Что они успеют натворить за свои 5 минут Истории? Кто-то знает? Такова цена революционной неопределенности.

Таков товар – краткий период болтанки, возвращение номенклатуры, но на этот раз уже будет решен вопрос с регулярной сменой власти. Стоит ли такой товар такой цены? Об этом спорим. Утешает одно: споры чисто теоретические. Никто уходить не собирается, никто вытолкнуть тоже не в состоянии.

Но решать теоретическую задачку – why not? Все развлечения…

P.S. Знаю, что в комментариях напишут, что я – «провокатор», «агент», «изменник России». Может быть, у кого-то найдутся какие-то осмысленные слова? Вдруг? Неужели безнадежно прав и кроме как подтвердить мою правоту бессильной бранью сказать нечего? Не хотелось бы так думать. Хотелось бы увидеть свет в конце исторического туннеля, куда мы попали.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы