Заканчиваю триптих персидских миниатюр. Все сказано, могу лишь кратко повторить – ответить на возражения.
Первое. Санкции против Ирана в принципе НЕВОЗМОЖНЫ. Если США, КНР, Англия, Франция и Россия – постоянные члены Совета Безопасности договариваются, то почему же санкции невозможны? Это не противоречит законам природы. Вдруг Аллах помешает? Давайте проверим – на чьей стороне Он. Может, не на иранской?
Второе. Санкции БЕССМЫСЛЕННЫ. Иран в любом случае будет обладать Бомбой. Китай будет владеть Дальним Востоком. Европа и Россия будут мусульманскими. Безусловно, про Китай и исламизацию спорно, но про Иран это глупый фатализм. В Иране существует оппозиция Ахмадинежаду. Он, разгоняя митинги, не посмел ни убить, ни посадить, ни выслать ее лидеров. Ситуация колеблется. Без внешней поддержки оппозиция терпит поражение, большинство народа, конечно, на стороне президента – пока он уверенно противостоит всему миру. Если бы весь мир объяснил ему, что никто не против атомной энергетики для Ирана, но «весь мир» (Совет Безопасности ООН) против атомной политики Ахмадинежада, это имело бы огромное значение.
В Ираке была тоталитарная диктатура, реальной оппозиции не было. В КНДР – тем более. А в Иране, повторяю, ДРУГАЯ ситуация. Изменения ИЗНУТРИ страны, падение режима Ахмадинежада – возможно. Возможно и то, что, боясь этого, несгибаемый президент согнется и примет требования МАГАТЭ.
Третье. Санкции НЕ НУЖНЫ России. Иран – хоть с Бомбой, хоть без нее – нам ничем не угрожал и не угрожает. Нельзя ссориться с ним – не буди лихо, пока спит тихо. Реальная угроза России – это экспансия США, а не Ирана. Россия должна играть на противоречиях, торговать с Ираном, пока Запад от этого устранился. Наша задача – быть стороной, греть руки на чужом пожаре. Пусть грязную работу выполнят наивные янки и глупые евреи. Если они разгромят Иран, мы получим шанс, пока они будут убивать друг друга, Россия поднимется с колен, как во время войны в Ираке. Поддерживать напряжение, сталкивать, выигрывать преференции для себя, а если повезет – то и маленькую войну спровоцировать. Для России это будет ПОБЕДОНОСНАЯ война – кровь вам, нефтебаксы – нам. Всечеловеческая отзывчивость – сбудется, наконец, пророчество Достоевского!
Ответ. Иран с Бомбой угрожает России. Я не верю в ВОЕННУЮ угрозу, хотя, учитывая обеспокоенность РФ по поводу военной угрозы НАТО, у Ирана есть не менее серьезные причины для страхов. Но я не обсуждаю фантастические варианты ядерной войны. Если завтра Грузия захочет иметь ЯО (а прав у нее ровно столько же, сколько у Ирана, Израиля, России или Зимбабве), то никакой ВОЕННОЙ угрозы это бы тоже не несло.
Иран опасен не самой по себе Бомбой. Он опасен ГОРДЫНЕЙ, мессианской идеологией, претензией на Сверхдержавность. Бомба – лишь материальное воплощение этой Гордыни. Обретя такую психолого-политическую подпорку, Иран обязательно будет добиваться политического лидерства во всем регионе – от Каспия до Красного моря. Для этого ему нужен Ядерный Скипетр – больше ни для чего. И гораздо опаснее амбиции Ирана стать во главе мусульман мира. Фундаменталистское исламское государство с ЯО будет как магнитом притягивать наиболее радикальных мусульман, подзаряжая их той же ГОРДЫНЕЙ, станет их ПОЛИТИЧЕСКОЙ Меккой. На это и расчет Ирана. Все это касается и исламских фундаменталистов ВНУТРИ России – будь они сунниты или шииты. Неважно, какие сегодня у Ирана отношения с Аль-Каидой, ваххабитами и другими террористами. Завтра ядерный Иран должен стать их знаменем и символом веры. На это очевидный расчет Ирана – мечта о ТАКОМ лидерстве.
Противоречие между христианской и исламской цивилизациями? Или КОНФЛИКТ цивилизаций? Или ВОЙНА цивилизаций? Это – не академические споры за чаем. От этого зависит судьба цивилизации. Евразийская православно-исламская страна находится на линии разлома. Бомба у ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОГО исламского государства делает конфликт более острым, непримиримым. Позиция же России – это СТРАХ. Он отражается в разговорах «Бомба неотвратима, надо только расслабиться и наслаждаться» и «НЕЛЬЗЯ ссориться, есть шанс ОТСИДЕТЬСЯ». Это психология Франции 1930-х годов. Именно это и отличается «воображаемая» экспансия фундаменталистского агрессивного государства от «реальной» экспансии США. Цель США – СОХРАНИТЬ существующую систему, в которой страны (та же Россия или Иран) могут жить как хотят. Веротерпимость, политкорректность, права человека. На самом деле, НИКТО не навязывает. Если Райс или Клинтон не в восторге от российской или иранской политической системы и говорят об этом, то это, извините, им запретить нельзя. И последствий от их слов нет. Как жили, так и живут. Идеология Запада – живи и жить давай другим, продвигая свои ценности без насилия.
Цель экспансии ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОГО государства, фундаменталистской идеологии – СЛОМАТЬ эту систему, построить вместо нее нетерпимо-религиозную.
Наконец, последнее. Мудрая русская обезьяна будет сидеть на горе, наблюдая за борьбой глупых тигров в низине и считать прибыль. Это – вряд ли. Продать свое «неучастие» не получается. Много преференций Россия получила от США в обмен на свои «уступки» в иранском вопросе? Ноль. Но, возможно, Россия получила много преференций от Ирана за то, что активно защищает его перед лицом США? Российские компании активно разрабатывают газ и нефть Ирана? Наладилось «сотрудничество в энергетической сфере»? Если Россия допустит Иран к разработке СВОИХ месторождений – Иран не откажется. Ах, не мечтайте? Ну, вот и русские пусть не мечтают об Иране – он САМОДОСТАТОЧНЫЙ игрок, в союзах с Россией не нуждается. А впрочем – мечтайте… Мечтать – полезно. Но преференций нет и не будет.
Что касается атомных проектов, то дело тут вовсе не в «политической позиции» России, а просто в том, что другие страны, которые раньше поставляли Ирану атомное оборудование – например, Германия, Франция и т.д. – теперь отказываются это делать. Иран и обращается к России. И как бы Россия не голосовала, Иран будет продолжать обращаться – больше-то просто не к кому.
Да, ВОЙНА против Ирана стала бы для России нефтедолларовым дождем в разгар землетрясения. Но ни США, ни Израиль, НИКТО воевать с Ираном не собирается – дураков нет. В Ираке население вдвое меньше, и то увязли. При том, что эта война никак не религиозная. А война против Ирана обязательно будет восприниматься по всему исламскому миру как война «крестоносцев» с Исламом. Если бы эта война все же началась, то это не будет Большой Иракской войной, где Россия в холодке считает деньги, а Ирак – трупы. Нет, серьезная война с Ираном – это крах мировой экономики, завязанной на нефти, глобальное землетрясение на Ближнем Востоке. Тут и резкий спад всей экономики, и форсированный переход от нефти к другим источникам, и глобальный передел Ближнего Востока. Не в интересах российской «стеклянной вертикали» потрясения такого масштаба.
Вот такие у меня соображения по поводу Иранской проблемы.