Конфликт между Турцией и Россией, вспыхнувший после сбитого Су-24, быстро заполоняет повестку дня. Москва уже готовит пакет экономических санкций против турецкого правительства, включающий запрет на ввоз определенных продуктов и ограничение на туристические поездки. Эта ситуация напоминает события лета 2010 года, когда тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган отреагировал на атаку израильского спецназа на турецкую флотилию, направлявшуюся в Сектор Газа, в результате которого погибли девять турецких активистов. Интересно, что флотилию организовала та же организация IHH, чей конвой с оружием для ИГИЛ в эти дни был уничтожен российской авиацией.
В 2010 году Турция была в ярости, когда небольшая по своим масштабам Израильская армия остановила своих противников, что привело к дипломатическим последствиям: страна немедленно выслала израильского посла, прекратила все виды экономического сотрудничества, ввела визы для израильтян и приостановила авиасообщение. Общество в Турции было охвачено волнением, и по городам прокатились антиизраильские демонстрации. Лидеры призывали к объявлению войны Израилю и восстановлению величия Османской империи.
Интересно, что, как и в случае с российским Су-24, обе стороны в конфликте 2010 года заняли непримиримую позицию. Европа и США призывали их к сдержанности, подчеркивая, что Турция и Израиль, будучи основными союзниками Запада в регионе, должны решить свои проблемы мирным путем. В чем же заключается отличие конфликтов Турции с Израилем и Россией? Во-первых, Россия, безусловно, более мощный игрок на международной арене. Во-вторых, объем торговли между Россией и Турцией в пять раз превосходит торговый оборот с Израилем. В-третьих, негативное отношение турков к Израилю нарастало на фоне растущей исламизации страны.
Эрдоган, безусловно, недооценил Израиль и его влияние в Европе и США. Прекратив военное сотрудничество с Израилем, Турция потеряла не только 1,5 миллиарда долларов, но и важные технологические наработки. Теперь она была вынуждена искать альтернативных партнеров, что обернулось значительными финансовыми потерями. Запрет на поездки в Израиль также оказался неэффективным, так как до конфликта число туристов из Турции было минимальным.
Тем не менее, несмотря на тяжелые последствия, Эрдоган продолжал искать союзников. Так, он неожиданно наладил отношения с Башаром Асадом, президентом Сирии, отменив визы для сирийцев. Однако быстро возникли разногласия, и недолговечная дружба между Турцией и Сирией также закончилась. В результате конфликта в Сирии Турция столкнулась с наплывом беженцев, что создало дополнительные проблемы для страны.
Конфликт между Турцией и Израилем вызвал беспокойство и у США, так как обе стороны имели свои интересы в отношении ИГИЛ и сирийских группировок. Каждый из двух ключевых региональных игроков действовал согласно своим интересам, что увеличивало напряженность. В конечном итоге Израиль и Турция были вынуждены искать компромисс, чтобы сохранить свои позиции в регионе.
По итогам долгих переговоров Израиль выразил сожаление по поводу гибели граждан Турции и согласился на выплаты, однако до сих пор ни одна из сторон не добилась полного удовлетворения своих требований. Спор о компенсациях так и остался неразрешенным, а конфликты между двумя странами не прекратились.
И хотя сейчас ни о каких судебных разбирательствах или потерях речь не идет, это не значит, что Турция и Израиль забыли о своих обидах. Вместо этого, возможно, стоит ожидать, что в будущем они снова столкнутся друг с другом, но уже в других условиях и с новыми вызовами.