PublicPost: Чем фальшивая Мэрилин Монро отличается от фальшивой Prada

Автор: Мила Дубровина, продюсер PublicPost

В московских книжных магазинах на полках, отведенных для мемуаров, выделяется серия «Уникальная автобиография женщины-эпохи». Яркие имена на белых обложках мгновенно привлекают внимание: Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Принцесса Диана, Коко Шанель, Одри Хепберн. Подзаголовок серии «Жизнь, рассказанная ею самой» создает иллюзию подлинности: перед нами автобиографии самых известных женщин XX века. Однако реальность оказывается совсем другой — данные автобиографии являются фальшивыми.

Несмотря на мощные контролирующие органы, которые борются с контрафактным товаром, экстремизмом и прочими угрозами, эта серия книг обходит фальшивки с поразительной легкостью. Изначально серия была выпущена в издательстве «Эксмо», сейчас ее продолжает «Яуза-пресс», входящая в состав холдинга «Эксмо». На форумах интернет-магазинов и в блогах книги активно обсуждаются, но не по поводу литературных талантов этих женщин, а о том, что почти никто из них, кроме Патрисии Каас (ее автобиография является единственной легальной в серии), не писал своих мемуаров. Все книги переводила один и тот же человек — Наталья Павлищева, но оригинальные источники, с которых производились переводы, в выходных данных отсутствуют.

Неписаные биографии

Журналист Денис Сергеев, работая над материалом о Элизабет Тейлор, случайно узнал, что автобиография, изданная в серии «Уникальная автобиография женщины-эпохи», на самом деле не принадлежит ее перу. «Я взял книгу из Ленинской библиотеки, написанную якобы за год до ее смерти и изданную ‘Яузой-пресс’. Это монолог, обращенный к ее близкому другу, Майклу Джексону. Стилистически текст на высоком уровне, описывающий не только звездную болезнь, но и алкоголизм», — делится он впечатлениями. Однако он быстро обнаруживает несоответствия, такие как сцена с «лавовым хлебом», о котором не было никакой информации. Позже выясняется, что оригинала, на который ссылаются, не существует.

PublicPost выяснила, что Коко Шанель никогда не писала автобиографий. Официальная автобиография Эдит Пиаф «Колесо фортуны» была написана в 1958 году и на русском языке не издавалась. Одри Хепберн не оставила воспоминаний, существуют только мемуары ее сына, опубликованные в 2005 году. У принцессы Дианы нет автобиографии, но есть авторизированная биография Эндрю Мортоном, изданная в 1992 году, которая не имеет ничего общего с книгой «Яузы-пресс». Что касается Мэрилин Монро, она действительно написала книгу «Моя история», но оригинала, изданного в этой серии, не существует. В 2011 году издательство «Слово» выпустило сборник ее дневников и писем под названием «Фрагменты: стихи, интимные заметки, письма», а название «Жизнь, рассказанная ею самой» было придумано в «Слове» как альтернатива оригиналу и не было зарегистрировано.

Интересно, что в «Эксмо», когда дело дошло до книги о Мэрилин Монро, решили заменить слово «жизнь» в подзаголовке, чтобы избежать совпадений с книгой «Слова». Это привело к появлению «Страсть, рассказанная ею самой». В «Слове» о махинациях «Эксмо» знают, но не собираются предъявлять претензии, так как их права не были нарушены.

Сложные отношения «Эксмо» и «Яуза-пресс»

На вопросы о настоящих авторах книг серия «Уникальная автобиография женщины-эпохи» в «Эксмо» отвечают так: «Книга ‘Патрисия Каас. Жизнь, рассказанная ею самой. Тень моего голоса’ была выпущена по согласованию с ‘Яуза-пресс’, так как серия пользуется популярностью. Эта книга является автобиографией Патрисии Каас, однако к остальным изданиям ‘Эксмо’ не имеет отношения». При этом комментировать ситуацию пресс-служба «Эксмо» отказывается, переключая вопросы на «Яуза-пресс». В «Яуза-пресс» утверждают, что не являются частью «Эксмо», а сами книги не имеют идентифицируемых авторов.

Малое издательство «Яуза-пресс», хотя и связано с «Эксмо», не может противостоять мощи этого издательства, которое контролирует более 40% российского книжного рынка. «Яузу-пресс» использует для публикации скандальные серии книг, такие как «Сталинист», «Вся правда о евреях» и «Компромат.ru».

Художественная вольность или преступление?

Юрист Андрей Семенов из Общества защиты прав потребителей считает, что публикация ложных сведений об авторе книги и введение читателей в заблуждение — это нарушение законодательства. «Производитель и продавец должны предоставлять полную информацию о товаре. Если информация недостоверна, потребитель вправе требовать возврата денег и компенсации морального вреда». Однако представители адвокатской конторы «Усков и Партнеры» в действиях издателей правонарушений не видят.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы