PublicPost: Шевчук: «Я не могу бегать по всем «Маршам несогласных»

Автор: Ия Баратели

Тбилиси, летняя ночь, луна над Мтацминдой. На сцену рок-фестиваля под открытым небом выходит Юрий Шевчук. «Мы приехали к вам из России с любовью. Вас любят в России, не верьте никому!» — говорит он, и толпа взрывается аплодисментами.

О концерте ДДТ знал весь город. В воскресный вечер 20 тысяч квадратных метров лужайки, на которой уже второй день свободно размещались фестивальный кемпинг и несколько тысяч мирно загорающих в ожидании вечернего концерта молодых людей, казались не таким уж большим пространством. Люди шли и шли, и полиции пришлось специально регулировать автомобильное движение. Концерт начался с опозданием на полтора часа — к полуночи. 50 тысяч зрителей. 150 минут вместо запланированного часа. Подпевали все — как те, кто «рожден в СССР», так и совсем еще подростки, которые не очень хорошо знают русский язык.

С горы Мтацминда открывается прекрасный вид на ночной город, и казалось, что весь Тбилиси слышит, как Шевчук поет: «Свобода, свобода — так много, так мало, ты нам рассказала, какого мы рода». Все два часа прошли на одном дыхании. Удивительно, но Шевчук был актуален сегодня не меньше, чем 20 лет назад.

«Вы счастливые люди, живете своим умом, своей головой, потому что у вас нету …» — «Путина?!?!» — смеется толпа. Шевчук усмехается и поправляет: «У вас нет нефти». И начинает петь: «Когда закончится нефть, ты будешь опять со мной». А после строчки «Когда закончится нефть, наш президент умрет» — реакция толпы могла бы позавидовать любой политик.

С политикой всё получилось интересно. В последний раз ДДТ и «Аквариум» приезжали в Тбилиси 9 лет назад, практически на дружеских началах. Ностальгию по Грузии испытывают не только российские поэты. В 1980 году в Тбилиси состоялся первый советский рок-фестиваль — для укрепления положительного имиджа СССР перед Олимпиадой, и это было похоже на чудо, а чудеса помнят долго. В 2003 году ДДТ выступали в Русском Грибоедовском театре. Тогда в Тбилиси было мало хорошего: свет по графику, застой в политике, дыра в экономике. Концерт получился бардовским и камерным. Шевчук казался персонажем из советской юности, каким-то несовременным романтиком. Его бунтарский дух именно в Тбилиси казался неуместным.

Сегодня ДДТ — это группа международного уровня с сложным гастрольным графиком и техническим персоналом в 18 человек. Привезти их просто «в гости» — нереально. «Мы сейчас возим программу ‘Иначе’ — она очень дорогая и технически сложная. Вот, хотим привезти и к вам, наверное, осенью», — сообщил Шевчук.

Грузия тоже изменилась. ДДТ в Тбилиси пригласили не какой-нибудь Российский фонд соотечественников, не Зураб Константинович Церетели и даже не президента Саакашвили в знак особой симпатии к российским протестам. Они приехали просто на фестиваль. Нормальный рок-фестиваль «Tbilisi Open Air», который уже три года проводит молодая компания Alter Vision, с хорошим звуком и умелой организацией. Участники отбираются просто — по клипам на YouTube. В этом году выступили группы из Грузии, Великобритании, Германии, Беларуси, Австралии. Хедлайнерами стали «Ляпис Трубецкой» и ДДТ. Организаторы уверяли, что никакого политического подтекста здесь не было, просто «Ляписа» в Грузии вообще не знают, а у ДДТ совпал гастрольный график и все технические характеристики для хорошего концерта. Девиз фестиваля — «Музыка без границ».

Перед пресс-конференцией объявили: «Пожалуйста, никаких вопросов о политике». И это создало определенную неопределенность — что же это значит. Не упоминать слово «оккупанты»? Не спрашивать мнения о современной Грузии? Или, может быть, сделать вид, что в России ничего не происходит?

«Здравствуйте, я — Юра-музыкант», — с этого Шевчук начал встречу с прессой. Группа в обновленном составе, улыбающиеся лица, в Тбилиси они на целых пять дней, и многие здесь впервые. Шевчук вспоминает молодость — как гостил у дяди в Батуми, который служил там. «Незабываемые ощущения» — как в сельской местности Шевчук пугал местное население длинными волосами и количеством выпиваемого вина. О планах: «В Тбилиси обязательно увижу друзей, съезжу в лес, в горы и схожу в храм».

Через полчаса я решаюсь прервать дипломатичные вопросы и рассуждения о музыке и робко задаю «политический» вопрос: «Почему вы больше не ходите на акции протеста?». Шевчук отвечает: «Ааа, я знаю, откуда эти вопросы», — и вся группа начинает смеяться. «Вы про то, что я не был на акции ‘ОккупайАбай’? Знаете, на последнем концерте, 25 мая, у нас был Навальный. Ему очень понравилось, он сказал: ‘Так это и есть митинг, вы тем же занимаетесь…'»

Затем уже серьезно: «Я не могу бегать по всем ‘Маршам несогласных’. Мы в творчестве, у нас нет времени. И наши концерты — это очень важно, потому что мы везде поем о свободе. Мы обращаемся к молодежи: ‘Ребята, давайте будем думать, как быть, что делать. Кто мы: мы действительно плешивое стадо, пасущееся по пластмассовым полям, как пел Гребенщиков, или же каждый из нас — личность, и мы построим настоящую светлую Россию?’

«Да, мы иногда пропускаем ‘Марши несогласных’ — извините, у нас концерты. В каждом городе мы собираем полные залы. Вот по Сибири мы проехали — в четырех городах отменили концерты в Кемеровской области. Нас не пустили в Омск, в Тюмень. Выходит, чиновники нас боятся. Это тоже неплохо, значит, наше слово что-то значит. А там, где не боятся, — мы поем, и там полные дворцы спорта. Но политических лозунгов мы не кидаем, мы говорим языком искусства.»

Шевчук увлечен: «Самое лучшее социальное произведение — это ‘Борис Годунов’. Гениальное и по форме, и по тексту, и по музыке стиха, и по внутренней силе. Вот: ‘Народ безмолвствует’. Как народу помочь перестать молчать — это важно».

Шевчук оптимист. «Современный русский рок не молчит. Сейчас в России идет подъем. В Москве, в Питере, в Томске, в Новосибирске — другая молодежь, она уже не считает, что быть богатым — это предел мечтаний, далеки от этого. Надо жить, строить свою личность, бороться за свободу, за идеалы, за любовь. Молодежь пошла другая, не напуганная ничем, она еще даст прикурить, я чувствую! Она сейчас — на ‘ОкупайАбай’, на ‘Маршах несогласных’, пишет гениальные стихи и замечательные песни. Она свободная. Мы родили свободную молодежь!

«Наши дети будут жить в мире, как жили наши деды и отцы. Свободная Грузия, свободная Россия!» — завершается концерт.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы