Омск является вторым по числу жителей городом за Уралом, численность населения которого превышает 1,1 миллиона человек. Как и многие сибирские города, Омск имеет демографические проблемы: в последние десять лет здесь наблюдается значительное превышение смертности над рождаемостью. Депопуляционные процессы не удается компенсировать даже за счет мигрантов из Казахстана и приезжих северян. В структуре населения также наблюдается рост доли пожилых и старческих лиц.
Практически до середины 90-х годов прошлого века Омск считался закрытым городом, так как здесь располагались предприятия военно-промышленного комплекса. Сегодня большинство из них существует на жалкие средства, зачастую выступая филиалами московских холдингов. Отсутствие перспектив для развития производственных сил способствует миграции молодежи в центральные регионы страны и за границу.
Географически Омск выделяется тем, что в радиусе 600 км от него почти нет крупных городов, а постоянный приток жителей из Омской области вносит свою субкультуру с присущими ей последствиями. Сельское население региона также быстро деградирует, что приводит к ситуации, когда на муниципальных выборах в многих районах нет кандидатов, способных руководить. Общей деградации региона способствует длительное нахождение Л.К. Полежаева на посту губернатора области, с которым связано множество ожиданий отставки.
На протяжении многих лет жители Омска наблюдают «странную» кадровую политику руководства. На значимые должности назначаются люди не по критериям профессионализма, а по принципу «наш человек». Это стало причиной утечки более 200 талантливых менеджеров в Москву, Санкт-Петербург и другие города за последние два года. В результате Омск испытывает острый недостаток элементов гражданского общества: административный ресурс активно используется на выборах любого уровня, и без согласия администрации ни один кандидат не может рассчитывать на успех.
На последних выборах Президента страны в Омске было зафиксировано вброс более 90 тысяч бюллетеней, однако виновные остались безнаказанными. В городской и областной думе, по сути, представлена лишь партия «Единая Россия», а средства массовой информации полностью контролируются местной администрацией, игнорируя мнения большинства омичей. Региональная власть долгое время подавляла любую оппозицию, применяя различные, порой неприемлемые, методы давления. В результате у большинства жителей выработался защитный механизм — апатия и безразличие к происходящему.
Выборы мэра Омска, намеченные на 14 марта 2010 года, не стали исключением. Из девяти заявленных кандидатов горизбирком «отобрал» всего четверых. Интересно, что две партии, «Справедливая Россия» и КПРФ, вообще не выдвинули своих кандидатов, сославшись на отсутствие равных возможностей. Главная интрига выборов заключается в соперничестве двух миллионеров из «Единой России»: действующего мэра В.Ф. Шрейдера и депутата Заксобрания И.М. Зуги, которого поддерживают люди из Газпрома.
Война компроматов, соперничество миллионов рублей и административного ресурса — таков итог годовой борьбы представителей одной партии власти. Действующий мэр задействовал весь административный ресурс: активировать КТОСы, руководителей муниципальных больниц, школ и вузов. Бюджетные средства расходуются на местное телевидение, которое демонстрирует «достижения» городской администрации с явными нарушениями правил предвыборной борьбы.
Основной соперник мэра ведет грамотную пиар-кампанию с помощью московских специалистов, обеспечивая юридическое сопровождение. Остальные кандидаты, такие как г-н Друковский от Центржилсервиса и г-н Зелинский от ЛДПР, остаются практически незаметными для избирателей. Если они и наберут голоса, то лишь за счет протестного электората. Таким образом, выборы мэра в Омске становятся очередным дорогостоящим фарсом российской «демократии».