8 июля 2012 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в эфире обозначила уровень подготовки студентов медицинских вузов как «бесстыдно низкий». Спустя полгода, 8 января 2013 года, можно оценить эту позицию более спокойно. Действительно, качество педагогического процесса в российской высшей школе за последние двенадцать лет снизилось. Однако медицинское образование, являющееся весьма консервативным по своей природе, ухудшилось в меньшей степени, чем другие направления, что делает слова министра необоснованными и несправедливыми.
Напротив, «бесстыдно» порочной является политика минздрава (ранее – минздравсоцразвития). Показатели заболеваемости и смертности, в том числе детской, прямо свидетельствуют об этом. «Программа развития медицинской науки до 2025 года» столь же утопична, как и заявление Н.С. Хрущева: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
Во-первых, «бесстыдно» низким является бюджетное финансирование медицинских вузов и клинических баз, что определяет недостаточное диагностическое и техническое обеспечение учебного процесса. Это зависит от министра. К примеру, количество операций, выполненных студентами на кафедре оперативной хирургии, часто равно нулю. Студенты изучают оперативную хирургию в вузах лишь по учебникам.
Во-вторых, «бесстыдно» высока педагогическая нагрузка на профессоров, доцентов и ассистентов кафедр, что опять же связано с бюрократическими решениями министра. Учебная нагрузка профессора в 900 часов в год недопустима и не должна превышать 450-550 часов.
В-третьих, «бесстыдно» низкая оплата труда профессоров, доцентов и ассистентов медицинских вузов, что также связано с решениями В. Скворцовой. Мизерные зарплаты заставляют преподавателей искать дополнительный заработок за пределами вузов. Необходимо прокормить семьи в настоящем, а не жить мечтами о 2025 году.
Не стоит продолжать перечислять управленческие огрехи минздрава. Убежден, что уровень подготовки студентов зависит от тех, кто их обучает. Является ли уровень преподавания д.м.н., проф. В. Скворцовой «бесстыдно низким»? Знаю, что нет. Однако она наивно полагает, что читает лекции и принимает экзамены лучше, чем я или многие мои коллеги по стране. Возможно, министру стоит извиниться перед профессорско-преподавательским составом медицинских вузов России за свои «бесстыдно» ошибочные слова. Хотя стыд у министров, как правило, «просыпается» только после отставки.
