протоиерей Михаил Карпеев: О выгорании священников

Митрополит Илларион (Алфеев) однажды сравнил Церковь с армией, упомянув о дисциплине и вертикали власти. Эта мысль вызвала у меня возмущение, так как Церковь является свободным Богочеловеческим организмом, главой которого является Христос. Главный принцип Церкви – это свобода, основанная на любви, что кардинально отличается от военных порядков.

Безусловно, Церковь имеет некоторые сходства с армией, но это больше похоже на армию воюющую, где есть ясный враг и способы борьбы с ним. В данном случае врагом является нелюбовь и подмена истинной любви. Если воин Христов чувствует предательство со стороны своего командира, он вправе перестать подчиняться ему, так как главный Командир – это Христос.

В современной Московской Патриархии мы наблюдаем стремление к тому, чтобы внутри Церкви было всё так, как в мирской армии, где приказы исполняются без обсуждений. Эта модель поведения находит сторонников, однако забывается важный аспект, который присутствует в армии, но отсутствует в МП – это обеспечение священников всем необходимым для их служения.

Военнослужащие имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, в то время как большинство священников его не имеют. Священники, не являющиеся настоятелями, получают мизерные отпускные, а настоятели вынуждены собирать средства на отпуск из кассы прихода. Епархия не выделяет средств на содержание священников, и они должны сами находить средства для существования. Офицеры армии не должны беспокоиться о финансовых вопросах, но священники часто оказываются в затруднительном положении.

Священники, посещающие тюрьмы, должны самостоятельно находить средства на проведение богослужений и тратить своё время и деньги на дорогу. То же самое касается домов престарелых, больниц и воинских частей. Епархия отвечает, что средства приходов являются епархиальными и должны использоваться на благотворительность.

Пока священники полны энтузиазма и веры, они усердно трудятся, но со временем, увидев, как епархиальное руководство создает отделы по благотворительности, которые не помогают нуждающимся священнослужителям, мотивация снижается. Священники вынуждены сами шить рясы и даже платить за награды, которые получают. Это подрывает их дух, так как смещение в сторону комерции вытесняет настоящую заботу о клириках.

Некоторые, оказавшись в сложной ситуации, начинают принимать неверные решения и даже злоупотреблять веществами. Выгорание происходит на фоне отсутствия милосердия со стороны священноначалия. В какой-то момент священник понимает, что он не является сыном своего епископа, а лишь рабом, которого можно игнорировать и время от времени награждать. Эта проблема нелюбви приводит к тому, что, где нет любви, там не может быть и Церкви.

Внешняя оболочка сохраняется, но внутреннее содержание теряется. Протоиерей Михаил Карпеев.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы