Владимир Познер: Маразм крепчает

Последние события в России невозможно не заметить. Начну с панк-группы Pussy Riot, участницы которой провели панк-молебен в храме Христа Спасителя. Маразм? Безусловно. И вообще, это зрелище вызывает отвращение. Как мог патриарх Кирилл высказать нечто вроде: «Пусть идут себе с миром и живут в своем позоре»? И казалось, что на этом всё должно закончиться. Но нет, их арестовали и удерживали в СИЗО на протяжении нескольких месяцев, защищая, как утверждали правоохранительные органы, от праведного гнева верующих. Маразм? Бесспорно.

После этого их долго судили, демонстрируя миру в клетке и в наручниках, будто они — настоящие бандиты. Маразм? А как же, притом тошнотворный. В конечном итоге, они были приговорены к двум годам лишения свободы. Маразм? Несомненно. Но на этом всё не заканчивается. Либеральная и революционная общественность России награждает панк-группу премией «Сделано в России» в номинации «Лучший арт-проект года». Панк-молебен в Храме Христа Спасителя — лучший арт-проект в стране? Это не маразм?

Далее, Йоко Оно награждает их премией Леннона-Оно (можно предположить, что Джон при этом вертится в могиле). Группа депутатов Европарламента номинировала девушек на премию Андрея Сахарова: если вспомнить, что в прошлые годы эту премию получали такие личности, как Нельсон Мандела и российский «Мемориал», возникает сильное желание убежать, чтобы избавиться от тошноты. В ответ уполномоченный МИД РФ по правам человека, демократии и верховенству права, Константин Долгов, заявил, что инициатива депутатов Европарламента «является грубой попыткой вмешательства в деятельность российской власти и ставит под сомнение решение суда». Маразм? Я бы сказал — маразм в квадрате.

Тем временем другие депутаты, из Государственной думы РФ, тоже проявляют активность. Они «подправили» закон о государственной измене так, что его можно применять против кого угодно в любой момент. Если к этому добавить закон о том, что любое НКО, получающее финансирование из-за рубежа, должно зарегистрироваться как «иностранный агент», а также закрытие офиса USAID, возникает ощущение маразма, продиктованного паранойей.

Во-вторых, планируется принять закон, который сделает оскорбление чувств верующих уголовно наказуемым преступлением. Основной аргумент в пользу этого закона — беспорядки, связанные с фильмом «Невинность мусульман». У меня всегда было мнение, что закон должен защищать всех — и верующих, и неверующих (пишу со строчной буквы, поскольку я — атеист; хотя это может оскорбить чувства верующих). Для этой цели существует статья о хулиганстве. Так зачем нужна отдельная статья, защищающая чувства верующих?

Недавно в РИА «Новости» обсуждали известный фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи», который касается темы маккартизма. Один из присутствующих задал вопрос: «Как мог маккартизм возникнуть в демократической стране?» Мне стало немного смешно, ведь именно на этот вопрос Клуни и ответил своим фильмом. При наличии демагогов в власти, делающих карьеру на страхе, можно добиться чего угодно. Гитлер добился этого в Германии, Сталин — в СССР, Маккарти — в США, хотя успех последнего длился всего четыре года.

Америка, будучи демократической страной, смогла, к счастью, относительно быстро и с минимальными потерями избавиться от маккартизма. А что же будет в России? Карьеристов и демагогов во власти предостаточно, и начинают пугать. Наступает какое-то неуютное время.

Оцените статью
Ритм Москвы