Совсем недавно я посетил премьеру последнего фильма Никиты Михалкова, «Утомлённые Солнцем – 2. Предстояние». Шёл в кино с волнением, ведь Михалков для меня — один из величайших советских и российских режиссёров. Его фильмы я нежно люблю, особенно «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса» и «Обломов», которые являются настоящими шедеврами. Я хорошо помню первый фильм «Утомлённые Солнцем», который произвёл на меня огромное впечатление. Он был создан с необыкновенным мастерством, и сложности человеческих судеб были прекрасно показаны. Позже, увидев «Сибирский цирюльник», я остался равнодушным. У любого художника, безусловно, есть право на удачи и неудачи, и мне очень хотелось, чтобы новый фильм удался.
Меня, честно говоря, сильно раздражала реклама, которая называла фильм «великим произведением о великой войне». Полагаю, Никита Сергеевич понимал, как будет рекламироваться его работа, возможно, сам и придумал этот лозунг. Мне он ужасно не понравился. Хотя наши взгляды с ним сильно различаются по множеству вопросов, это не помешало мне надеяться увидеть поразительную работу.
То, что я увидел, мог бы назвать «грандиозным фильмом, который мне стилистически не понравился». Грандиозным — в смысле охвата. Я понимаю, что работа над фильмом длилась восемь лет, сценарий создавали четыре человека, а съёмки были выполнены на высшем уровне — оператор действительно выдающийся, художник великолепный, много действующих лиц. Однако, для меня это главное: фильм меня не тронул. Ужасы войны, оторванные головы и кровь, которые были показаны в этом фильме, меня не затронули. Я вспомнил «Балладу о солдате», первую сцену, когда немецкий танк гонится за одним нашим солдатом. Она произвела на меня гораздо более сильное впечатление, чем все ужасы войны в этом фильме.
Что меня действительно огорчает – это отсутствие человеческих судеб. Трагедия людей не ощущается. Комдив Котов, которого по сюжету расстреляли в первом фильме, и которого играет Михалков, кажется не таким. Я впервые увидел Михалкова как неубедительного актёра, хотя он блестящий в своих ролях, а здесь был как-то совершенно не таков. Меньшиков, который создавал образ НКВД-шника, сложного и трагичного, здесь выглядит как полковник НКВД без души – слишком машинально.
Я не отношусь к тем, кто радуется неудачам Никиты Сергеевича, наоборот, я хотел, чтобы это был удачный фильм. Я мечтал о продолжении «Утомлённых Солнцем», которое, кстати, выиграл «Оскар» как лучший иностранный фильм, чтобы и этот фильм стал выдающимся. И вот с сожалением констатирую: не получилось. Что будет с третьей частью, «Утомлённые солнцем – 3. Цитадель», которая выйдет осенью, не знаю. Хочется надеяться, что магия первого фильма как-то вернётся, но пока всё это ощущение куда-то пропало. Я остаюсь с чувством глубокого огорчения по этому поводу.