Владимир Познер: Об оскорблении чувств верующих

Во вторник, 21 мая, Государственная Дума приняла во втором чтении закон о защите чувств верующих. Прежде чем дело дойдет до третьего, финального чтения, считаю важным обратить внимание как депутатов, так и патриарха Кирилла, а также представителей других конфессий на несколько ключевых моментов.

Нарушение закона определено как «публичное действие, выражающее явное неуважение к обществу и совершенное в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Задумайтесь, насколько это, как выразился президент Путин, сыро? Публичное – это что? Два человека? Три человека? И кто определяет, что такое явное неуважение в отличие от неявного? Как это можно измерить? Неуважение к обществу – это к какому именно обществу? У нас есть разные общества, и то, что одно воспринимает как неуважение, другое может и не заметить.

Что касается «в целях оскорбления». А если я утверждаю, что такой цели у меня не было? Например, как девушки из Pussy Riot? Что тогда? Далее. Высказывание – это вообще действие? Я вполне публично выражаю свою точку зрения на телевизионном экране, утверждая, что считаю принятие православия Россией трагедией. Есть уверенность, что найдутся люди, которые скажут, что я оскорбил их религиозные чувства. И что? Я за это должен сидеть три года в тюрьме или заплатить штраф в 500 тысяч рублей?

Если закон будет принят в таком виде, вы откроете ящик Пандоры, который затронет не только вас, но и многих других. Не говоря уже о том, что придется запретить и изъять из библиотек множество произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Набокова, Булгакова и других великих авторов. Удачи вам.

Оцените статью
Ритм Москвы