Дмитрий Горенбург, Центр военно-морского анализа; Гарвардский университет
В конце 2017 года президент Владимир Путин утвердил Государственную программу вооружения на 2018-2027 годы. Вопрос остается: какие типы вооружений поступят в российскую армию в течение этих восьми лет и насколько вероятно, что правительство справится с поставленными задачами?
Согласно государственным планам, Россия готовится укрепить свое лидерство в таких сферах, как противокорабельные ракеты, электронная борьба и противовоздушная оборона. При этом намечено сокращение отставания в областях беспилотных летательных аппаратов и высокоточных вооружений, хотя в некоторых сегментах, таких как надводные корабли и автоматизированные системы управления, России, вероятно, придется смириться с отставанием.
Область охвата программы
Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018-2027 годы определила приоритеты России в области перевооружения на следующие десять лет. Предыдущая программа, действующая до 2020 года, послужила основой для модернизации вооружений с 2011 года. Совокупный бюджет новой программы составит 19 триллионов рублей, что соответствует уровню расходов на военные закупки предыдущего десятилетия. Основное внимание уделяется отечественным поставщикам, что защищает объемы сделок от колебаний курса рубля.
Объем программы стал предметом длительных переговоров между министерствами обороны и финансов. В 2014 году первичные запросы на финансирование составили от 30 до 55 триллионов рублей на десять лет, в то время как министерство финансов предлагало ограничиться 14 триллионами. В связи с ухудшением финансового положения страны в 2015 году утверждение ГПВ откладывалось до 2017 года. В результате сложных переговоров удалось достичь согласия на сумму в 19 триллионов рублей на стандартные десять лет.
Несмотря на согласованную сумму, внутренний конфликт в министерстве обороны относительно распределения финансирования стал заметным. Военно-морской флот, как видно, не получает должного финансирования, поскольку приоритет отдается сухопутным войскам и модернизации ядерных вооружений.
Ядерные силы
Приоритеты развития российских ядерных сил до 2027 года определены. После 2021 года военно-морской компонент ядерной триады будет включать шесть стратегических атомных подводных лодок (САПЛ) класса Delta-IV и восемь класса «Борей». Это позволит сохранить в постоянной готовности 12 подлодок, тогда как две будут проходить капитальный ремонт и модернизацию.
Авиационный компонент также будет обновлен: модернизированные версии бомбардировщиков-ракетоносцев ТУ-95 и ТУ-160 получат новые двигатели, электронное оборудование и обновленные вооружения. Новая крылатая ракета дальнего действия Х-101 в модификации с ядерными боеголовками имеет дальность до 4500 км. В дополнение к этому планируется возобновление серийного производства бомбардировщика ТУ-160С, что является более реалистичной альтернативой новому проекту стратегического бомбардировщика ПАК ДА.
Развитие сухопутной составляющей российской ядерной триады не так уверенно. Реализуется три проекта: подвижный грунтовой комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой «Рубеж», железнодорожный комплекс с МБР «Баргузин» и шахтный комплекс с МБР «Сармат». Первые испытания «Рубежа» завершились в 2015 году, планируется его развертывание в 2017 году. Ожидается, что «Баргузин» будет готов к летным испытаниям в 2019 году, несмотря на возможные задержки.
РС-28 «Сармат» — это новая шахтная баллистическая ракета. Первоначально планировалось, что комплекс будет развернут в 2018 году, но проблемы с разработкой отодвинули испытания на более поздний срок. Его развертывание, вероятно, произойдет не ранее 2020 года.
Сухопутные войска
Сухопутные войска получат наибольшую долю средств в рамках ГПВ-2027. Ожидается, что на оснащение сухопутных и воздушно-десантных войск отведут более четверти общего бюджета программы. Это связано с опытом, полученным Россией в Украине, который подтверждает важность наземных сил в будущих конфликтах.
Кроме того, перераспределение средств объясняется готовностью к серийному производству новых моделей бронемашин и танков. Ожидается, что Т-90 и Т-14 «Армата», а также боевые машины пехоты «Курганец-25» и бронетранспортеры «Бумеранг» поступят на вооружение в течение ближайших восьми лет.
Производство артиллерии и ракет наземного базирования также демонстрирует положительные сдвиги. Развертывание ракет средней дальности «Искандер» идет по плану, с полным размещением установок к 2019 году. Новые реактивные системы залпового огня «Ураган» и «Торнадо-С» развертываются с 2017 года, продолжая свою закупку в ходе действия ГПВ-2027.