Михаил Алексеев, Государственный университет Сан Диего, Калифорния
В 1990-е и начале 2000-х годов российские журналисты, официальные лица и ученые неоднократно поднимали вопрос о возможной угрозе китайской «колонизации» Дальнего Востока России. Прогнозировались такие последствия, как межэтнические столкновения, вооруженные конфликты вдоль государственной границы и возможная аннексия этих территорий Китаем. Заместитель губернатора Омской области в 1997 году выразил эти беспокойства, предупредив о том, что за китайскими мигрантами последуют культурные центры, компании и, возможно, даже военные.
Губернатор Приморского края, одного из наиболее населенных и промышленно развитых регионов Дальнего Востока, также предупреждал, что китайская миграция может превратить край в нечто подобное Азиатским Балканам. Эти предостережения нашли отклик в общественном мнении региона. В опросе, проведенном в 2000 году среди 1010 жителей Приморья, 82% респондентов высказались о том, что Китай намерен увеличить свою территорию за счет края, а 46% полагали, что это может произойти в результате «мирного проникновения» китайских рабочих и торговцев. Опрос проводился в сотрудничестве с Институтом истории, антропологии и этнографии народов Дальнего Востока Российской Академии Наук.
К 2013 году опасения по поводу китайской миграции значительно снизились. Этот спад начался после прихода к власти в Приморье губернатора Сергея Дарькина, который поддерживал развитие экономического сотрудничества области с соседями в Азии. В опросе 2005 года, в котором участвовали те же респонденты, что и в 2000-м, число тех, кто опасался территориальных притязаний Китая, снизилось на 10%, а опасения по поводу «мирного проникновения» упали на 7%.
В 2013 году новый опрос, проведенный в Владивостоке среди 680 респондентов, показал еще больший спад: 61% считали, что Китай не выказывает территориальных претензий на Приморский край, что на 20% меньше, чем в 2000 году. Лишь 24% респондентов в 2013 году опасались потери Россией суверенитета над этими территориями. Впервые за годы опросов большинство считало маловероятным увеличение территории Китая за счет Приморья.
Несмотря на снижение опасений, геополитические страхи и ксенофобия оставались высокими. Масштабы китайской миграции в Приморье по-прежнему воспринимались как значительные, а уровень межэтнических предубеждений и ксенофобии оставался на высоком уровне. Ощущение, что Китай получает больше благ от двусторонней торговли, усилилось, и жители края констатировали, что реже общаются с китайскими мигрантами.
По данным опросов, ксенофобия в Приморье осталась высокой. Примерно 54% респондентов в 2005 и 2013 годах согласились с утверждением о необходимости депортации всех мигрантов и их детей. Три четверти респондентов противились предоставлению мигрантам права на постоянное жительство, а число тех, кто не принимал браки с китайцами, возросло с 80% в 2005 году до 90% в 2013 году. Сторонников лозунга «Россия – для русских» стало больше: с 65% до 77% за тот же период.
По мнению приморчан, военное равновесие между Россией и Китаем продолжало смещаться в пользу Китая. В 2013 году более половины респондентов полагали, что через десять лет Китай будет сильнее России в военном отношении. Интересно, что это восприятие росло на фоне снижения опасений по поводу угрозы, исходящей от китайской миграции.
Возвращаясь к вопросам вооруженных конфликтов, 2013 год показал, что почти четверть респондентов считали возможным повторение боевых столкновений между Россией и Китаем, как это было на острове Даманский в 1969 году. Для сравнения, лишь 9% высказали такое мнение в 2005 году.
Тем не менее, мнения о выгодах от приграничной торговли также менялись. В 2000 году 28% респондентов считали, что Россия получает больше от такой торговли, чем Китай, тогда как в 2013 году их число сократилось до 15%, что свидетельствует о продолжающемся смещении в сторону китайской выгоды.
Контакты между жителями Приморья и китайскими мигрантами также стали реже. Если в 2005 году 84% респондентов сообщали о контактах, то к 2013 году эта цифра снизилась до 61%. При этом доля тех, кто никогда не оказывал помощь мигрантам, увеличилась с 68% до 72%.
Таким образом, снижение опасений у жителей Приморья о возможной потере Россией суверенитета связано не только с восприятием китайской военной мощи, уровнем ксенофобии или взаимными контактами с мигрантами. Вероятно, это связано с ослаблением изоляции от центральной России и с новыми группами интересов в регионе.