ПОНАРС Евразия: Произойдет ли в 2014 году революция в Афганистане?

Генри Хейл, Университет им. Джорджа Вашингтона

Исследование моделей поствыборных революций в бывших советских республиках предоставляет убедительные основания полагать, что в 2014 году, когда в Афганистане пройдут выборы, определяющие преемника Хамида Карзая на посту президента, в стране может произойти революция. Однако это может случиться и раньше. Среди факторов, указывающих на вероятность такого развития событий, следует отметить социально-политический контекст, который в большей степени ориентирован на личные связи, нежели на политические вопросы. Конституция наделяет президента обширными полномочиями, а также есть непопулярный глава государства, находящийся в ситуации «хромой утки» — его влияние заметно ослаблено, и с ним все реже считаются.

Вывод американских войск, назначенный на будущий год, скорее всего, усугубит ситуацию и значительно увеличит риск. Несмотря на то что Талибан, вероятно, выиграет от этого стечения обстоятельств, другие силы также могут воспользоваться сложившейся обстановкой.

Режимы патрональных президентов, такие как в Афганистане, обладают общими чертами. «Патрональный президент» — это лидер, чьи обширные полномочия нередко становятся причиной глубоких проблем в условиях коррупции и слабого соблюдения принципов правового государства. Они остаются у власти благодаря политической клиентеле, которую поддерживают, раздавая привилегии или применяя репрессии. Однако такое положение может внезапно измениться, когда становится очевидным, что президент потеряет власть. В окружении президента начинает нарастать недовольство, и его ближайшие союзники предпочитают игнорировать его при планировании своего будущего.

Различные фракции правящей элиты могут отколоться, стремясь обеспечить приход к власти своего представителя или предотвратить избрание конкурента. Если президент теряет популярность, это создает предпосылки для перехода среди его соратников в оппозицию. Напротив, если президент популярен, он может более успешно управлять процессом выбора своего преемника, оказав влияние на результаты выборов.

Примеры постсоветских стран наглядно иллюстрируют эту динамику. Режимы патрональных президентов сталкивались с крахом, как только их популярность начинала снижаться. Эдуард Шеварднадзе в Грузии в 2003 г. и Аскар Акаев в Кыргызстане в 2005 г. оказались в ситуации, когда конституционные ограничения не позволяли им переизбираться, что приводило к их отставке. Президент Украины Леонид Кучма, хотя и имел право на переизбрание в 2004 г., решил не выдвигать свою кандидатуру. Во всех трех случаях многие важные союзники президента стали переходить на сторону оппозиции, измена произошла даже в вооруженных силах, находившихся под контролем президента.

Утрата поддержки в обществе позволяет перебежчикам мобилизовать массы против президента. В своей книге я подчеркиваю, что эта динамика ключевая для понимания случаев свержения патрональных президентов на постсоветском пространстве. Опыт постсоветских республик может быть актуален и для Афганистана, несмотря на его отличия.

Афганистан, хотя и отличается от постсоветских республик, все же имеет сходства, которые делают его уязвимым к подобным революционизирующим процессам. Афганская конституция наделяет президента значительными полномочиями, что делает борьбу за пост президента особенно серьезной. Хамид Карзай управлял страной как патрональный президент, создавая обширные связи с полевыми командирами и другими политическими фигурами в условиях как легальной, так и теневой экономики.

Он стал жертвой синдрома «хромой утки», поскольку его второй срок истекает в 2014 г., и он обязался не продлевать его, что поддерживают и его зарубежные партнеры. Опросы общественного мнения показывают низкий уровень поддержки Карзая, и заявления о его коррумпированности и неэффективности становятся все более распространенными.

Некоторые члены его окружения, использовавшие административные ресурсы в своих интересах, имеют много потерь в случае его отстранения от власти. Поэтому они могут прибегнуть к подтасовкам или различным формам принуждения, чтобы сохранить свои позиции. Такие действия могут привести к тому, что простая процедура выборов перерастет в революцию.

Это подчеркивает отчет Международной кризисной группы, который предупреждает о вероятных последствиях фальсификаций выборов. Хотя можно утверждать, что Афганистан — это другая страна, опыт постсоветских республик показывает, что факторы, отличающие Афганистан, могут сделать его более уязвимым к угрозе революции в 2014 году или даже ранее.

Одним из аспектов является слабость клиентелы Карзая по сравнению с политическими машинами в бывших советских республиках. Это связано с тем, что структуры, унаследованные Карзаем, были сильно подорваны гражданской войной и иностранной интервенцией. В такой ситуации вероятность распада его клиентелы возрастает, особенно в условиях борьбы за преемника. Еще одним важным фактором является сильное влияние иностранных держав в Афганистане.

Оцените статью
Ритм Москвы