Вокруг законопроекта об ограничении стоимости служебных автомобилей пределом в 1,5 миллиона рублей разгораются серьезные споры. Однако авторы инициативы могут быть огорчены: их предложение имеет ряд недостатков, которые могут привести к увеличению бюджетных расходов и явной несправедливости.
Как же можно решить эту проблему и сэкономить средства бюджетов всех уровней? Способы достаточно просты:
- Персональные автомобили для чиновников следует отменить полностью. В условиях нехватки трудоспособного населения наличие сотен тысяч личных водителей – это явная роскошь.
- Бюджетные издержки включают как стоимость приобретаемых автомобилей, так и расходы на их эксплуатацию, причем второе зачастую превышает первое. Например, обычный «неупакованный» Ford обходится в 2 миллиона рублей в год.
- Следовательно, необходимо оптимизировать как закупки, так и эксплуатационные расходы.
- Для этого целесообразно ввести нормативы затрат на транспортное обеспечение чиновников, дифференцированные в зависимости от их должности, вида и места работы. Чиновников можно разделить на несколько категорий: большинство перемещается только между домом и работой, многие могут выполнять свои обязанности в интернете, но есть и те, кто вынужден много ездить. В различных регионах России ситуация отличается: в больших областях с нехваткой железных дорог и региональных аэропортов путешествия на сотни километров становятся необходимыми.
- Нормативы можно установить значительно ниже фактических расходов на содержание автомобилей. Если предложить чиновнику получать половину от суммы, затрачиваемой на содержание его служебного автомобиля, это будет восприниматься как ощутимое увеличение заработной платы.
- Таким образом, можно сэкономить почти все средства на приобретение автомобилей и минимум половину на их содержание.
- Чиновники сами решат, как добираться на работу: идти пешком, ехать на метро, трамвае или электричке.
- Дополнительный плюс заключается в том, что, скорее всего, появится качественный сервис такси и лимузины, а также заметно улучшится общественный транспорт.
- Насколько это реально? Вполне. Например, в Нью-Йорке, Лондоне и Париже служебных автомобилей на порядок меньше, чем в нашей стране.
- Фантастика? Нет! Я сам ездил в одной электричке с президентом Швейцарии, который каждый день так добирался на работу. В поезде Вашингтон – Нью-Йорк сидел рядом с мэром Нью-Йорка, который также регулярно пользуется этим маршрутом. В Гааге я видел премьера на велосипеде, что никого не удивляет. А английский премьер тоже не так давно был замечен в обычном вагоне поезда.
- Что требуется в итоге? Всего-навсего поручение Минфину разработать такие нормативы.