Я не испытываю ностальгии по СССР, в котором прошло мое детство до совершеннолетия. С моей точки зрения, в той эпохе было мало положительных моментов, и не хочется вновь поднимать споры о бесплатных путевках, всеобщем равенстве и других мифах. Однако в позднем СССР действительно существовала отделенность церкви от государства, чего нельзя сказать о нынешнем времени. При этом верующих не преследовали: моя бабушка, к примеру, крестила и меня, и мою сестру, не вызывая никаких осложнений. Она регулярно посещала церковь, и религия для нее была настоящей ценностью, а не предметом обсуждения. Бабушка соблюдала традиции, молилась и готовила пасхальные угощения, что мне очень нравилось.
Тем не менее, в светской жизни религия фактически не присутствовала. В лучшем случае можно было встретить какие-то агитационные материалы, а карикатуры в журналах, таких как «Крокодил» и «Перец», по сравнению с современными провокациями выглядели как детская шалость. Обычный житель СССР мог месяцами не замечать религиозной деятельности в стране. Светский обыватель зачастую не знал о начале и окончании постов, а заведения общепита не имели постных меню. Рождество, если выпадало на будний день, оставалось незамеченным, а Пасха, попадавшая на воскресенье, пользовалась несколько большей популярностью, поскольку женская часть семей толерантно относилась к обильному угощению.
Пасхальный сочельник можно было распознать по вечерним программам, где показывали зарубежные шоу с популярными артистами, такими как Хелена Вондрачкова и Карел Готт, что, вероятно, отвлекало молодежь от Крестного Хода. Участие в этом мероприятии считалось чем-то эксцентричным, а интерес к религии воспринимался как протест. Если не учитывать обряд моего крещения, живого священнослужителя я увидел впервые только в конце восьмидесятых, зайдя в храм из любопытства.
Серьезной проблемой оставалось отсутствие соответствующей литературы (в первую очередь, Библии) и возможностей для религиозного самообразования для обычных людей. Разумеется, религиозное образование существовало, и желающие стать священниками не подвергались репрессиям. В школе не поощрялось открытое выражение религиозных взглядов, и учителя могли отобрать крестик у ученика и провести беседу с родителями. Поступая в институт, тоже не рекомендовали афишировать свою набожность, но серьезных санкций не было.
Тогда мне казалось, что в свободной стране такого быть не должно. Каждый должен иметь право читать любые религиозные и философские книги, осуждать веру нельзя, школьникам нужно позволять носить крестики, а Крестный Ход можно показывать по телевидению. Такие крамольные мысли тогда рождались в моей голове. Однако сейчас, когда религиозные деятели ежедневно выступают по всем телеканалам, а на Пасху показывают только Крестный Ход, когда даже сохранившиеся коммунисты начали активно креститься и ставить свечки, в контексте этих изменений мне кажется, что лучше бы отношения между государством и религией остались такими, как при советской власти.
С моей точки зрения, это было бы полезно как для государства, так и для общества и самой религии с ее адептами.
