«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Николай Лесков. «Левша»
На прошлой неделе я занимался промышленным шпионажем, отправившись в Финляндию, чтобы познакомиться с «Альтернативными энергетическими решениями». Это был пресс-тур для российских журналистов в городе Оулу, расположенном недалеко от Полярного Круга — центре технологической мысли Финляндии. Первое, что радует после прибытия — бесплатный wi-fi-интернет по всему городу. Он хоть и небольшой (383 кв. км), но городской власти решили, что это вполне нормально, подобно освещению улиц.
Кстати, об освещении — прошу прощения за блеклые фотографии, так как естественного света там немного даже в светлое время суток, практически полярная ночь. Начали мы, к слову, с полигонов, которые здесь называются Центром по обращению с отходами в Руско. У его въезда установлен памятник ворону в знак почтения к его мудрости, хотя логичнее было бы запечатлеть самих ворон — их здесь, как и на любой свалке, хватает. Однако открытого мусора очень немного, особенно по сравнению с подмосковными свалками, где его практически нет.
За последние 10 лет в Финляндии в этом плане произошли радикальные изменения. Одно из основных улучшений: платит тот, кто производит отходы. Поправки, внесенные в закон об отходах в 1994 году, обязывают взимать плату за обращение с отходами, а использование бюджетных средств на эти цели запрещено. Машина проезжает весы сначала груженая, потом пустая. Разница — оплачивается производителем отходов в кассе. Свалка является коммерческим предприятием, принадлежащим городу. Она обслуживает не только Оулу, но и еще 15 муниципалитетов с населением 260 тысяч человек. Сюда поступает 100 000 тонн отходов в год, а оборот в 2007 году составил 9 миллионов евро, из которых 3 миллиона — налоги государству. Свалка приносит прибыль, хотя маржа в 5% по нашим понятиям — практически убыток; часть мусора продается переработчикам, а органические отходы идут на производство газа.
На свалке есть участок, где неприятно пахнет — это действующий полигон. Этот мусор пойдет на производство метана, который используется на местной теплоэлектростанции для обогрева и освещения заводов, университетских клиник и, собственно, всей территории свалки. Огромное внимание уделяется тому, чтобы отходы не отравляли землю; на снимках видна структура подложки под отходы на полигоне. В числе прочего, используется асфальт, не пропускающий воду, а поверх него — слой щебня и фильтрующие материалы. Сточные воды проникают через отходы и останавливаются на уровне асфальта, откуда собираются дренажными трубами и откачиваются в бассейны для дальнейшей очистки.
Вот так выглядит бывший полигон: никогда не скажешь, что здесь была свалка. После рекультивации здесь будет парк для катания на лыжах. Граждане приезжают сюда в центр самообслуживания, где разместили разделенный мусор. Старая электроника принимается бесплатно (налог на мусор включен в цену всей техники, продающейся в Финляндии), остальное — 80 евро за тонну. Впрочем, граждане приезжают сюда редко, в основном из частных домов, тогда как жители многоквартирных домов поручают эту задачу товариществам собственников жилья. У многоквартирных домов отходы сортируются в 6 контейнеров: макулатура, картон, биоотходы, металл, стекло и прочие отходы. У частных домов все можно складывать в один бак.
Гостей города тоже просят не лениться; вот так выглядит урна в гостинице. Жители могут не приезжать сюда, а сдавать отходы в 70 пунктах, расположенных в разных частях города, зачастую при крупных магазинах. Последние финансируют их установку и содержание в основном ради имиджа. 95% людей не путают виды мусора и не хулиганят, выбрасывая правильно. Некоторые экопункты оборудованы системой видеонаблюдения для предотвращения нарушений. Но если человек донес, как правило, выбрасывают, как положено. В случае злостного выкидывания мусора в непрофильный бак данные передаются в полицию.
На свалке также внимательно следят за тем, чтобы все выбрасывалось в положенные места — территория просматривается камерами. В общем, если не ходить по полигону, свалка в Оулу — далеко не самое неприятное место в мире.
В Оулу стоят два ветряка. Фотографий именно их у меня нет, так что доверьтесь мне на слово. Город приобрел их у компании WinWind, которая там же их собирает. Их ноу-хау заключается в том, что они научились получать энергию при медленно вращающейся турбине, что актуально для местностей, где нет устойчивых сильных ветров. Один из главных инвесторов — компания Masdar из ОАЭ, так что нефтяные деньги идут на разработку альтернативных источников. Ветряки покупают преимущественно европейские фермеры, а в WinWind сообщают о заказах от российских компаний, работающих в сфере гидроэнергетики.
Недавний рост цен на нефть привел к увеличению цен на торф, который финны добывают как у себя, так и в России. Торф используется для подстилающего слоя в арктических регионах, на фермах, на станциях очистки сточных вод и в экологических целях, таких как поглощение нефтепродуктов. Кроме того, он применяется для производства тканей для аксессуаров и для медицинских нужд — в грязевых ваннах. Основное назначение торфа, конечно же, — это топливо, из которого 5-7% энергии в Финляндии. На нем работает и теплоэлектростанция в Топпила.
Солнца в Оулу, как уже упоминалось, в дефиците, поэтому рисуют на производственных помещениях. Интересное ноу-хау — создание резерва тепла (горячей воды) под землей. Когда станция останавливается на профилактику, тепло подается оульчанам, и горячую воду летом не отключают.
Мне также понравилась охрана труда в турбинном цехе. Пульки веселой расцветки — это беруши, шумозащитные наушники уже встроены в каски. Последнее предприятие, на котором мы побывали, оказалось самым забавным. Это небольшой сарай, где установлена установка, производящая «древесный газ» — смесь водорода, угарного газа и метана, то есть, экологически чистое топливо. Его получают путем сильного нагревания обычных опилок. Газ на выходе — горячий (не ниже 400 градусов), его используют для нагрева воды. Затем газ сжигается, пар вертит турбину, что и создает небольшую автономную теплоэлектроцентраль.
Эта установка стоит 100 000 евро (сушка топлива, значительно повышающая КПД, стоит еще 50 000) и обслуживает 10 домов. Дальше расходы только на доставку опилок и техническое обслуживание микротэца. Хорошо для сельской местности, куда дорого тянуть линии электропередач. И тепло, опять же, не печка. Правда, пока это лишь экспериментальное производство; установка, что на снимках, — первая, до массовых продаж дело еще не дошло. В общем, финны не только радуются снижению цен на нефть, но и активно осваивают другие источники. Вдруг ситуация снова изменится, и цены вырастут.