«Люс-тра-ци-я!» — скандирует многотысячная толпа на митинге против блокировки Telegram. Поколение Z, которому больше по вкусу YouTube и телеграм-каналы, чем федеральное ТВ, желает видеть у руля страны людей с похожим бэкграундом, а не выходцев из партийного аппарата советских времен.
Процедура, которой жаждут оппозиционные политики, была востребована на протяжении веков. Само слово «люстрация» происходит от латинского lustratio — «очищение посредством жертвоприношения», что ведет нас к традициям Древнего Рима. Примеры люстрации в современном понимании, когда новые власти ограничивают в правах сторонников прежнего режима, многочисленны, но примеров для подражания значительно меньше.
Успех или провал проведенной люстрации определяется со временем и зависит от множества факторов. Удачный пример — люстрация при объединении двух Германий. Среди стран «арабской весны» только Тунис может служить примером успешного опыта. Однако почему на практике люстрация оказывается сложным процессом, и какие выводы могла бы извлечь Россия из опыта других стран?
Что понимают под люстрацией в разных странах
Процесс люстрации в каждой стране носит индивидуальный характер. Даже в Восточной Европе в 90-е годы законы заметно отличались. Самыми жесткими считаются законы в Чехии, где занимать публичные должности не могут граждане, имевшие любые позиции в коммунистической партии, члены «народной милиции», информанты спецслужб и другие. В Польше закон о люстрации 1997 года ограничивает только функционеров бывшей власти и считается самым «мягким». Тем не менее, в Польше был принят отдельный закон для судей, который дает право Всепольскому судебному совету запросить увольнение судьи, «предавшего независимость судебной власти» с 1944 по 1989 годы.
Следующая волна люстраций началась после «арабской весны» 2011 года. В Ливии высокопоставленным представителям режима Каддафи был закрыт вход во власть, в Тунисе — функционерам режима Бен Али. В Египте в 2013 году внесли изменения в Конституцию, запрещавшие функционирование Национально-демократической партии, хотя через год это положение было убрано. Последняя люстрационная кампания, проведенная на Украине после падения режима Януковича в 2014 году, также стала объектом споров. Департамент Минюста Украины занимался администрированием люстрации, но его работа не раз подвергалась критике, а закон был принят с третьей попытки и значительно смягчен.
Сложности процедуры люстрации
При принятии законов о люстрации важно понимать, что вместе с наказанием необходимо внедрять новую практику, которая не позволит повторяться подобным нарушениям. Закон о люстрации должен входить в общий пакет реформ переходного правосудия. Суть переходного правосудия с позиций демократических норм — это повышение подотчетности чиновников, защита прав человека и поддержание гражданского доверия для проведения институциональных реформ.
На экспертном уровне важно следить за тем, чтобы нормы люстрации соответствовали фундаментальным правам, например, Хартии Европейского Союза по правам человека. Яркий пример — дело Яниса Адамсона, который выиграл иск к Латвии в ЕСПЧ. В 2002 году ему запретили баллотироваться в парламент как бывшему офицеру КГБ, однако ЕСПЧ признал, что нормы закона слишком неопределенны, а Адамсонс не совершал демократически противоправных действий.
Сложность люстрационного процесса иллюстрируется на примере Германии. Договор об объединении ФРГ и ГДР определил режим «очищения» через повторный наем госслужащих на новых условиях. Госслужащие должны были подавать заявления на прежние должности, учитывая возможность отказа при выявлении фактов их причастности к действиям, направленным на подавление личности. В случае признания их деятельности преступной они подвергались уголовному преследованию. Процедуры люстрации осуществлялись судами, что создавало определенные сложности.
Однако страны Ближнего Востока после «арабской весны» не имели устоявшихся демократичных законов и новых независимых судов. В Восточной Европе институциональные реформы принимались одновременно, но нередко не согласовывались между собой. Отсутствие согласованности между люстрацией и другими механизмами переходного правосудия может свести всю работу на нет. Примеры Ливии и Йемена показали, что попытки провести люстрацию порой выливаются в сведение политических счетов, а в Ливии привели к гражданской войне.
Уроки для России
В постсоветской России вопрос о люстрации поднимался, но закончился провалом. 30 ноября 1992 года Конституционный суд рассматривал дело о роспуске КПСС и отказался приобщить к делу документы, касающиеся участия партии в политических репрессиях. Таким образом, вопрос о проведении люстрации был закрыт.
В свете современных тенденций, включая заигрывание с культом личности Сталина и пересмотр роли коммунистов в истории, вопрос люстрации государственных лиц, нарушавших права человека во времена советского строя, остается в теоретической плоскости. В будущем, при движении к демократии (что актуально для Армении и Сирии), необходимо учитывать опыт других стран, а люстрацию проводить согласованно с реформами и процедурами переходного правосудия.
Особенно важно совмещать процесс люстрации с установлением исторической правды и реабилитацией жертв прошлого режима. Определение круга лиц, на которых будет распространяться механизм люстрации, также крайне важно. Тунис, признанный успешным примером, привлек к суду лишь 114 человек из числа преступников, отказавшись от шансов наказать всех, кто был частью режима.
Люстрационный орган должен состоять из профессионалов-правозащитников, чтобы избежать случаев, подобных украинскому опыту, когда департамент люстрации возглавляла очень молодая чиновница, что подрывало серьезность процесса. Цели люстрации не совпадают с уголовной политикой, это не политическая вендетта, а краткосрочная процедура, необходимая для предотвращения возвращения чиновников и судей, запятнавших себя нарушением прав человека и коррупцией, на публичные должности.
Проект «План Перемен» нацелен на инициирование общественной дискуссии о будущем России. Мы открыты к сотрудничеству со всеми экспертами и политическими силами демократической направленности. Контактный адрес: planperemen2018@gmail.com.