Автор: Сергей Костяев, докторант Университета Ратгерса, США
Статья подготовлена для аналитического проекта «План перемен»
Россия нуждается в ряде шагов по нескольким направлениям, чтобы снять большую часть санкций, установленных законом США «О противодействии американским противникам с помощью санкций». Эти ограничения затрудняют доступ к глобальным рынкам капитала и технологиям, что является критически важным для развития страны. Некоторые могут рассматривать предложенные меры как односторонние уступки, но важно понимать, что сохранение текущей политики ведет к сохранению санкций. Более того, в следующем месяце ожидается решение о расширении санкций в отношении российских олигархов и даже государственного долга России.
Внешняя политика и национальные интересы должны строиться на принципе приоритета экономики. Попытки руководства СССР сосредоточиться на противостоянии США привели к перенапряжению сил и, в конечном итоге, к краху страны. Угнетение чувства национальной гордости, возникшего после поражения в Холодной войне и распада СССР, побуждает Владимира Путина к неэффективным попыткам контролировать территории, что не приносит политических выгод, но значительно вредит экономике.
Доля России в мировом ВВП по паритету покупательной способности в прошлом году составила 3,16%, в то время как США — 15,29%, а ЕС — 16,47%. Ситуация усугубляется тем, что Россия все больше оказывается на пути, аналогичном ливийскому. История Ливии при Каддафи делится на два этапа: с 1969 по 1977 год — «Ливийская Арабская Республика», а с 1977 по 2011 год — «Джамахирия». В ходе первого этапа Каддафи, опираясь на партию «Арабский социалистический союз», занял пост премьер-министра, после чего провозгласил себя «лидером революции». В нашей стране наблюдается аналогичный процесс разрушения институтов.
Не исключено, что Владимир Путин останется у власти и после 2024 года путем изменения Конституции. Ситуация с MH17 напоминает взрыв Боинга над Локерби. Ливийский полковник признал свою вину и начал восстанавливать отношения с внешним миром, однако атрофия политических институтов привела к тому, что «Арабская весна» стала фатальной для Каддафи.
Может ли Россия избежать такого сценария? Основная ошибка внешней политики Бориса Ельцина и Владимира Путина заключается в осколках имперского мышления и недопонимании мировых тенденций. Расширение НАТО на восток, не представляющее реальной угрозы для России, испортило российско-американские отношения. Исследование историка Марии Саротте показывает, что Михаил Горбачев не имел возможности противостоять расширению НАТО после объединения Германии. Горбачев мог требовать значительно большую сумму от Гельмута Колля, однако получил деньги только на вывод войск.
Экономическое развитие в современном мире зависит не от контроля над территориями и ресурсами, а от технологий и человеческого капитала. Например, капитализация Apple в конце прошлого года составила 900 млрд долларов, тогда как у Роснефти она едва превышает 60 млрд долларов. Представим, что в России другой президент. Одна из ключевых проблем российско-американских отношений заключается в вмешательстве Кремля в выборы президента США в прошлом году. «Активные меры» использовались еще советскими спецслужбами, однако тогда они не имели значительного эффекта из-за низкой популярности левой идеологии в США.
Современная дезинформационная кампания, поддержанная правым популизмом, находит благодатную почву, культивируемую такими медиа, как Fox News и Breitbart. Новому президенту России следует признать факт вмешательства в выборы и ликвидировать или продать частным инвесторам инструменты, такие как Russia Today и Sputnik.
Не стоит бояться приватизации СМИ, в том числе зарубежными инвесторами. Например, австралийский медиамагнат Руперт Мердок владеет Fox News и The Wall Street Journal и активно участвует в американской медиа-системе. Главное — это принятие правил игры и соблюдение общепринятых стандартов редакционной политики.
Следует также начать переговоры о соглашении в сфере кибербезопасности. В ходе слушаний в Конгрессе США обсуждалась возможность такого соглашения, и американская сторона, судя по всему, готова к диалогу. Это поможет снять санкции, предусмотренные статьей 224 вышеупомянутого закона.
Следующая проблема касается отношения России к Украине. США, как подписанты Будапештского меморандума, не могут игнорировать действия Кремля на Украине. Проблема Крыма остается без реального решения, и этот замороженный конфликт может сохраняться десятилетиями. Новый референдум по статусу Крыма теоретически возможен, но его легитимность будет под сомнением, так как многие противники присоединения к России уже покинули эту территорию.
России следует предложить Украине компенсацию за полуостров, хотя вероятно, что это предложение будет отвергнуто по внутриполитическим причинам. Санкции в отношении Крыма отменены не будут. Для решения ситуации на востоке Украины необходимо предоставить доступ местным властям к границе с Россией и ввести международных миротворцев.
Новый президент сможет заметно упростить эту задачу, ведь его не будет связывать ответственность за предыдущие действия. Эти шаги могут привести к снятию секторальных санкций на финансовый и энергетический сектора.
В Сирии интересы США и России пересекаются в борьбе с терроризмом, и обе стороны обмениваются информацией о гражданах, воюющих на стороне ИГИЛ. Однако подходы к Башару Асаду различаются. США полагают, что его жестокость лишь радикализирует людей, тогда как российские власти считают, что он способен справиться с проблемой. Поддержка Ассада не приносит России реальных выгод, и разумно было бы обменять эту поддержку на отмену санкций в отношении ВПК.
Необходимо также решить проблему коррупции и прав человека в России. Санкции, предусмотренные статьями 227 и 228 закона, касаются лиц, участвующих в подобных преступлениях. Статья 228 предоставляет возможность вводить санкции против любых нарушителей прав человека в нашей стране.
Для снятия этих санкций России нужно провести судебную реформу. Необходимо установить строгие требования к судьям и назначать их через открытые слушания в Совете Федерации. Модель с распределением дел между судьями по жребию также должна быть внедрена. Принятие данных мер позволит значительно смягчить санкции США, за исключением их Крымской составляющей, что может вернуть Россию в круг цивилизованных стран.
Не стоит ожидать дальнейших уступок от России. Курт Уолкер, специальный представитель США по Украине, уже заявил, что скорого решения проблемы Крыма не будет. Ориентиром для России может служить опыт Соединенного Королевства после распада империи, когда акцент был сделан на «мягкую силу» и культурное влияние на элиты через образование. Высшее образование стало значительной статьей экспорта, и попытки Владимира Путина сохранить контроль над политической ситуацией, опираясь на имперские амбиции, лишь вредят экономике страны, которая последних десять лет испытывает стагнацию.