В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения прусского короля Фридриха II, известного также под именем Фридрих Великий – важной фигуры в немецкой истории. Рядом, буквально в двух шагах от дворца Фридриха Великого в Потсдаме, стоит огромная мельница, возвышающаяся над сравнительно скромным королевским дворцом. Туристы часто обращают внимание на это необычное соседство, и экскурсоводы с удовольствием рассказывают следующую историю.
Участок земли на холме рядом с дворцом принадлежал якобы некоему крестьянину, который однажды решил построить там мельницу. Когда король отказал ему в праве на строительство, крестьянин подал дело на рассмотрение в суд. Суд решил спор в пользу крестьянина. С тех пор и по сей день мельница стоит рядом с дворцом короля, как памятник архитектуры и напоминание о том, о чём в России сегодня так оживлённо дискутируют – о независимых судах.
Теперь мысленно отправляемся на 450 километров на запад – из Пруссии в Вестфалию, из Потсдама в Мюнстер. Сегодня это город студентов и велосипедистов. Однако в историю он вошёл прежде всего как место, где с 1643 по 1948 год велись дипломатические переговоры, завершившиеся подписанием Весфальского мирного договора после изнурительной 30-летней войны в Европе. Туристская реклама предлагает обязательно посетить историческую ратушу города, связанную с этими событиями. Войдём и мы в старинное здание, и, в порядке исключения, не станем интересоваться деталями мирных переговоров – эта тема заслуживает особого разговора.
Обратим внимание на стоящую в Зале мира небольшую витрину, в которой выставлены два на первый взгляд не подходящие для этой исторической атмосферы предмета. Один из предметов – женская туфелька. Если верить преданию, она принадлежала молодой женщине по имени Элизабет Вандшерер, одной из многочисленных жён весьма авторитетного горожанина по имени Ян ван Ляйден. Этот важный господин якобы собственноручно отрубил голову своей супруге, уличив её в неверности. Второй предмет ещё более странный – это останки отрубленной кисти руки, и в этой связи легенда повествует о некоем Кюстере Бранде, нотариусе, известном тем, что за плату заверял подлинность фальшивых документов. 14 января 1705 года ему по решению суда публично отрубили кисть руки.
Оба предмета – туфелька и кисть руки – были выставлены в зале, где, кроме прочего, проходили разного рода судебные разбирательства. Они должны были служить устрашением для возможных нарушителей закона. Суд, вынося свои приговоры, в том числе суровые приговоры неверной жене и нечистому на руку нотариусу, должен был быть объективным. Судьям и участникам разбирательств напоминала об этом надпись над скамьями служителей правосудия: «Audiatur et altera pars – „Men hoere beide Parte“ — «Выслушай обе стороны».