Третий Форум Свободной России, который пройдет 25-26 мая, предоставит активистам оппозиционного движения платформу для обмена мнениями в условиях нарастающего политического кризиса в правящей верхушке. Верхи уже не могут обманывать себя. Воровская экономика друзей становится всё более бесперспективной, обрекая страну на технологическое одичание и массовое обнищание. Телевизор, три года яростно противостоявший холодильнику, наконец, сломался в ночь с 6 на 7 апреля и ремонту не подлежит. Все внешнеполитические понты с размахиванием ядерной финкой и разрыванием тельняшки были рассчитаны исключительно на гарвардского ботаника Обаму. А на следующее утро нам объяснили, что знаменитые С-400 не смогли сбить «Томагавки» «из-за кривизны Земли». В авторитарных режимах в подобных ситуациях меняют не кровати, а прежде всего Главную Девочку. Не могли об этом не задуматься и российские постсоветские миллиардеры.
Однако выдающаяся посредственность нашего политического класса всегда предвидела подобные события и старалась их предотвратить. В результате борьбы «афганских бульдогов» под кремлевским ковром на свет вышел любопытный документ – донос на высочайшее имя одного бизнесмена на другого по поводу крышевания санатория «Русь». Поразительной в этом документе была одна фраза: «Уважаемый Владимир Владимирович, под угрозой дискредитации оказались политические проекты, руководимые Володиным В.В. как вашим правопреемником». Эти богохульственные слова могли быть произнесены лишь после того, как сами Путиным неоднократно звучали.
Мы получили важную информацию: Путин дал понять своему окружению, что не планирует идти на следующий срок, и, чтобы усилить свою позицию, уже представил выбранного им преемника. На самом деле он не собирается уходить, так как прекрасно понимает, что никакой преемник не сможет гарантировать ему безопасность. Его кредитная история такова, что после ухода от власти при любом преемнике он станет объектом уголовного преследования. Гарантии, что избранный им преемник не будет смещен через неделю, тоже нет. Поэтому в лучшем случае его ждет судьба Милошевича, а в худшем – что-то напоминающее гибель несчастного Каддафи. Путин не уйдет добровольно и, если печальный конец неизбежен, постарается отдалить его максимально, оставаясь в Кремле.
Скорее всего, осенью будут сконструированы драматические события, которые резко изменят настроения внутри «элиты» в сторону холуйского нарратива: «уходить ни в коем случае нельзя», «не уходите, дорогой Владимир Владимирович, на кого же вы нас бросаете». А пока он внимательно следит за реакцией окружения и отмечает тех, кто проявит нелояльность. Не на пороге ли он отрицает кощунственную идею о правопреемничестве? Спокойно и деловито шуршит бумажками, от мысли о «правопреемничестве» не испытывает дискомфорта. Тех, кто не прошел проверку, можно ждать оргвыводов.
Известный придворный шут Колесников очень точно прочел нехорошую полуулыбку на лице capo di tutti capi при публичном оглашении словосочетания «правопреемник Володин». В тот же вечер Председатель Географического Общества сравнил себя с морским ангелом – хищным моллюском, который постоянно должен кого-то сживать, чтобы самому не быть сожранным. Старинная это забава русских царей – жертвоприношение преемника. Иван Грозный назначал вместо себя Симеона Бекбулатовича или надевал шутовскую корону на Владимира Старицкого. Но такие шутки заканчивались по-разному.
16 октября 1952 года И.В. Сталин на пленуме ЦК сказал: «Я устал, я старый больной человек: я ухожу, нам нужно найти товарища, который бы меня заменил». Однако окружение сразу поняло, что Вождь «прикидывается шлангом» и на самом деле готовит новую жесточайшую чистку. Все, что происходило с октября 1952 года по март 1953 года, когда соратники обнаружили его лежащим в луже своей мочи, – это была борьба диктатора с окружением. Как выйдет у господина Путина – предсказывать сложно. Но уходить он не собирается и тем более не хочет приближать свою гибель.
В любом случае – с Путиным или без Путина – правящая в стране группа намерена, как и в 91-м, 93-м, 96-м, 99-м, 03-м, 12-м годах решать ключевые вопросы властесобственности исключительно в своем кругу. Даже если потребуется, с жесткой схваткой «воров и сук», ослабляющей обе стороны. Эта схватка уже наблюдается между силовыми структурами. Между ФСБ и МВД идут конфликты с выбрасыванием проигравших из окон СИЗО или их 22-летними приговорами. Между Золотовым и другими силовиками, требующими от Путина головы Кадырова.
Нарастающая активность гражданского общества в России, проявившаяся 26 марта в маршах и митингах по всей стране, дает основания полагать, что на этот раз кремлевская модель решения вопроса о власти может быть сломана. Стремительно теряющая адекватность власть готова отдать любые преступные приказы, чтобы сохранить свои позиции. Жестокие разгоны мирных протестных акций, облавы на оппозиционеров, слежка за активистами и угрозы судебной расправы, уличный террор, аресты и суровые приговоры стали повседневной практикой. Критиковать власть или требовать от неё честных выборов бессмысленно – она не уйдет в результате проводимых ею «выборов». У народов России остается конституционное право и патриотический долг – мирная ненасильственная антикриминальная революция.
Это именно революция в полном смысле слова, так как речь идет не о смене одного одиозного персонажа, а о ликвидации целого социального слоя чиновников-«бизнесменов», овладевших государством и превративших его в орудие собственного бесконечного обогащения. Инструменты мирной революции – массовые митинги, демонстрации, забастовки, гражданские кампании с требованием демонтажа преступного режима. Первоочередные требования и контуры переходного периода были сформулированы на митингах оппозиции в 11-17 годах:
- немедленное освобождение политических заключенных;
- отставка нелегитимного и неадекватного «президента»;
- радикальное изменение законодательства о выборах и политических партиях;
- отмена цензуры и восстановление свободы слова в СМИ;
- изменение монархической, по существу, конституции в сторону резкого сокращения полномочий президента;
- реализация жестких антикоррупционных мер;
- разработка ответственной социальной политики в здравоохранении и образовании;
- реформа полиции и начало судебной реформы.
А кто же вместо Него? Никто. Наша задача не заменить плохого царя Путина на хорошего царя Навального. Наша задача – ликвидировать, наконец, в России самодержавие.