Верны ли цели студенческой забастовки?

Вчера в Москве произошло нечто невиданное ранее. Несколько сотен студентов Российского государственного торгово-экономического университета устроили забастовку — заняли помещения вуза, вывесили лозунги и пригласили журналистов. Это событие стало новой пищей для обсуждений в интернет-сообществе. Некоторые заговорили о возможном новом витке протестов после затихания «белоленточных» манифестаций. Забастовка, безусловно, — это смело. В России, где граждане отвыкли от самоорганизации и защиты своих прав, любое подобное выступление — это шаг вперед. Сам факт массовой забастовки в столичном вузе, независимо от нюансов, является катализатором новых гражданских инициатив. Бастующие студенты, безусловно, молодцы.

Однако, как это часто бывает, пресловутые нюансы могут испортить все дело, и их в данной ситуации множество. В первую очередь, ректором РГТЭУ является всем известный Сергей Бабурин, а это ставит под сомнение, насколько студенты действительно организовали акцию самостоятельно, ведь руководство вуза явно поддерживало выступление. Бабурин известен многолетним лавированием между властью и оппозицией — его можно услышать, но грань он не перейдет.

Во-вторых, забастовка выглядит несколько беззубой — с угощениями и горячим чаем от администрации, капустниками и играми в мафию. Кажется, студенты не ощутили особых изменений в своей повседневной жизни и не вышли из привычной зоны комфорта. Но, что самое важное, по старой-доброй традиции бастующие решили обратиться к доброму государю, окруженному нечистоплотными боярами. Главным лозунгом акции стал «Не дадим Ливанову провалить реформу Путина». Кажется, знакомая вонь забастовщикам ближе, чем последовательная оппозиционная позиция.

Тем не менее, стоит разобраться, насколько виноват в сложившейся ситуации именно министр образования Дмитрий Ливанов. Забастовщики требуют исключить РГТЭУ из списка неэффективных вузов, который, по их мнению, составлен на коррупционной основе. Однако надо взглянуть правде в глаза — избыточное экономическое образование в России и в целом неэффективно. Обилие гуманитариев, в частности экономистов и юристов, не соответствует состоянию российской экономики. Выпускаемые вузами менеджеры не могут найти работу, потому что такое количество теоретиков без практического опыта не нужно.

Сокращение мест в вузах по экономическим специальностям выглядит логичной мерой, поэтому оправдано исключение многочисленных экономических вузов как неэффективных. Другое дело, что список «неэффективных» вузов действительно ангажирован и коррупционен, но сама логика имеет право на существование. Если студенты и преподаватели РГТЭУ действительно заинтересованы в сохранении своего вуза с его многолетней историей, то претензии стоит предъявлять не только Ливанову, но и высшему руководству страны, ответственному за экономическую политику, прежде всего — президенту и премьеру.

В годы правления Путина произошел отказ от производственной модели национальной экономики в пользу сырьевой. Разрушение советского индустриального и аграрного наследия, а затем провал рыночного эксперимента 90-х годов привели Россию к нефте-газовому вассалитету. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать реальная модернизация экономики, возрождение промышленности и возвращение к ценностям труда. Новые предприятия, действующие совместно с высшими учебными заведениями, могли бы подготовить и трудоустроить многочисленных менеджеров, дав им практическую базу для теоретических знаний.

Однако это лишь мечты, а реальность такова, что экономика загнана в рамки ВТО, где реальному производству не оставлено места. В этой ситуации правящей элите остается лишь сокращать места в вузах. Таким образом, бить надо не по Ливанову, а по Путину. Это — неприятная для студенческого и научно-преподавательского сообщества правда, которую сложно принять конформистскому сознанию, но факты остаются фактами.

Тем не менее, министру образования стоит обратить внимание на серьезные вопросы, озвученные забастовщиками. Курс на платное обучение, сокращение доли бюджетных мест и навязывание «болонской системы» — это прерогатива Ливанова, и это действительно разрушает «традиционную систему высшей школы». Трудно представить, что предложит в замен.

Скорее всего, забастовки, подобные той, что происходят в стенах РГТЭУ, будут только нарастать. Существующая государственная система создала множество социальных противоречий, которые только усилились после вступления страны в ВТО и углубления курса на сырьевую экономику. Страна будет трястись и колебаться, причем большинство проблем настолько серьезны, что не найдут своего решения в рамках нынешней системы. Все это только начинается.

Оцените статью
Ритм Москвы