Сегодня отмечается 100-летие со дня рождения Виктора Некрасова. Эта дата не осталась без внимания на завершившемся Московском открытом книжном фестивале, где в рамках кинопрограммы был представлен фильм 1992 года «Виктор Некрасов, на «Свободе» и дома» режиссера Рафаила Нахмановича.
Историк литературы Александр Парнис, который в Киеве был литературным секретарем Некрасова, отметил: «Они дружили с Некрасовым». Он посоветовал поговорить с сыном Нахмановича. На что ему ответили с легкой иронией: «Где Киев, где я» — отложив обсуждение до предстоящей поездки. Однако перед началом сеанса удалось взять небольшое интервью у директора Музея кино Наума Клеймана. Он рассказал о том, что связывало Виктора Некрасова и Рафаила Нахмановича.
«Рафаил Нахманович — один из лучших киевских документалистов, к сожалению, уже покойный. Он дружил с Виктором Некрасовым в лучшие времена, во времена оттепели, и затем, когда для Некрасова начались трудные дни, когда его не упоминали. У него был круг верных друзей в Киеве, которые всегда поддерживали его, помогали справиться с одиночеством. Когда Некрасов уехал в Париж, они сохранили все материалы, которые снимали — иногда официально, а иногда и неофициально. Это была важная поддержка. Например, Рафаил Нахманович и оператор Эдуард Тимлин, который первым снял знаменитое собрание на Бабьем Яру в память жертв, где выступал Некрасов, помогли сохранить те материалы, которые, как считалось, были утеряны. Частично они были арестованы, частично спрятаны, и именно Эдуард Тимлин хранил их в своем операторском боксе. Когда в 1992 году появилась возможность снять фильм о Викторе Платоновиче, этот материал вновь явился на свет, подтверждая, что рукописи не горят — или горят, но не до конца. Это не весь снятый тогда материал, но он существует, и в фильме представлен голос Некрасова, его вид, а также съемки из Киева и Парижа. Рафаил Нахманович создал фильм, который не только апологетический, но и выражает признание в любви к другу.
Это замечательное качество документалистики — когда перед вами очень личностный документ и в то же время исторический источник. Я доверяю таким лирическим документам гораздо больше, чем стандартным, часто фальсифицированным, официальным материалам. Нахманович принадлежал к скромным режиссерам, которые создавали школу документального кино. Мы очень мало знаем о замечательных школах документального кино в Советском Союзе. Следует отметить, что они не были официальными. Центральная студия документальных фильмов, близкая к властям, отражала официозную точку зрения. Тем не менее, существовали великолепные документальные школы в Ленинграде, Киргизии, Латвии, Литве, Эстонии и Киеве. Нахманович был одним из тех, кто сочетал документальную точность с поэтичностью, привнося особый обертон киевской школы. На фестивале также показали запрещенный в 1966 году документальный фильм Ролана Сергиенко «Объяснение в любви». Сергиенко принадлежал к школе Довженко, и его влияние значительно выходило за рамки его стиля. Это сочетание высоких мыслей и доверительной интонации стало особенностью киевской школы, а Рафаил Нахманович умело передавал это сочетание скромно и точно.
Зал был полон, почти двухчасовой фильм смотрели не отрываясь. Звучал голос Некрасова — отрывки его передач на радио «Свобода», его дуэт с Галичем, голоса друзей и родных, которые вспоминали, как после его вынужденного отъезда выбрасывали его бумаги, и как сохранили связанную его письма к матери с войны. Весь фильм я провела, заливаясь слезами, ведь всё это так близко, как рядом с нами был Некрасов. Также я вспомнила вечер, посвященный 90-летию Некрасова в Малом зале ЦДЛ, который вела Зоя Богуславская, и выступление Лилианы Лунгиной. Они с Семеном Лунгиным гостили у Некрасовых в Париже, и он не успел показать им Марсель. Позже в Москву пришла посылка — Виктор Платонович прислал Лунгиным флотилию игрушечных кораблей на синей глади моря. Нужно уточнить у Павла Семеновича, остался ли этот некрасовский подарок для любимых друзей, а также узнать у Елены Костюкович о дружбе её деда, писателя Леонида Волынского, с Некрасовым.
Вступительное слово перед началом фильма произнес директор музея кино Наум Клейман. Даже если вы не поклонник документального кино, великолепная речь Наума Ихильевича о советском кинематографе могла бы изменить ваше мнение. Зрители не прекращали приходить, и вскоре зал был переполнен, внимательно слушая слова Н. Клеймана о Некрасове и его друге, документалисте Рафаиле Нахмановиче, который создал 116-минутную картину уже на закате своей жизни. В кадрах фильма запечатлен Виктор Некрасов с матерью. Он всегда брал её с собой. Маме очень хотелось к морю, но она уже не могла ходить. Приехав в Крым, он бережно носил её на руках купаться в море — об этом вспоминала на вечере Лилиана Лунгина. Звучит голос Некрасова, фрагмент его выступления на радио «Свобода», — всего пять секунд. Некрасов на экране играет роль вора, титры сопровождают его появление. Могила Виктора Некрасова на кладбище Сент-Женеьев-де-Буа.