Вчера инициативные группы из Московского городского родительского комитета объявили о старте всероссийской голодовки против принятия законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в его текущей редакции. Хотя я сам не склонен к крайним мерам, полностью поддерживаю эту инициативу, и наша организация, МОО «За права семьи», также присоединится к этому протесту.
Работа над законопроектом длилась более года. В течение этого времени мы неоднократно направляли в Минздравсоцразвития и профильный Комитет Государственной Думы серьезные аналитические материалы по каждой новой редакции документа, а также свои предложения и замечания, подготовленные при участии экспертов. Подобные обращения поступали и от других организаций, а также от простых граждан. Известно, что в профильный Комитет пришло более 50.000 (!) писем, призывающих не утверждать законопроект в его нынешнем виде.
Ежемесячно обновлялся официальный отчет на сайте Думы о работе с обращениями граждан, который также отражал наплыв этих писем. Наши предложения касались не мелких деталей, а принципиальных вопросов. Понимаем, что часть из них может вызывать споры, однако многие, на наш взгляд, очевидны и бесспорны. Не учитывать их можно лишь по невежеству или злому умыслу. С учетом того, как подробно мы их разбирали, сложно поверить в непонимание адресатов.
Именно поэтому закон, принятый без учета самых значительных замечаний, воспринимается мной как настоящая катастрофа. Так, включение в определение здоровья «социального благополучия» в связи со ст. 77 Семейного кодекса создает возможность без судебного разбирательства отнимать детей у семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это определение основано на критериях ВОЗ, но без учета их юридической силы и предназначения.
В ст. 54 было отказано в уточнении, что маленькие дети в трудной жизненной ситуации (кроме сирот) могут помещаться в больницу только с согласия родителей. Это также может привести к разрушению множества семей. Более того, проект закона содержит статью о «приоритетности» прав детей в сфере охраны здоровья, что может вызвать антиконституционную дискриминацию граждан по возрастному признаку.
Когда Министерство утверждает, что право детей самостоятельно решать вопросы своего здоровья с 15 лет необходимо для приведения наших законов в соответствие с международным правом, это либо безграмотность, либо обман. Таковых международных норм нет. Конвенция о правах ребенка ООН, как бы к ней ни относиться, признает, что дети до 18 лет нуждаются в особой защите и что родители имеют право и должны управлять ними при осуществлении своих прав.
Как можно управлять своим «умственно незрелым» 15-летним ребенком, если у родителей нет права на получение информации о его здоровье и на юридическое влияние на его решения? Получается, это не гармонизация, а прямое противоречие международным нормам.
Укрепление института семьи, согласно действующей стратегии национальной безопасности РФ, является одним из приоритетов в сфере здравоохранения. Однако, похоже, это не волнует законодателей.
Существует множество других юридически значимых проблем в законопроекте. Перечислять их не буду, желающие могут ознакомиться с нашими аналитическими материалами. Тот факт, что определение здоровья может привести к разрушению десятков тысяч российских семей, живущих в бедности, похоже, не имеет для законодателей значения. Более важным оказалось исключение из проекта нормы, запрещающей клонирование человека.
На фоне происходящего выглядит издевкой утверждение депутата Ольги Борзовой о том, что все предложения «были тщательно проанализированы». Это неправда! Наши предложения были действительно рациональными, и даже когда часть из них вносили депутаты, ваш комитет с легкостью отправлял их «на свалку». Или, может, это произошло просто потому, что инициаторами были депутаты «не той партии»? Но что важнее — партийные интересы или интересы народа и семей России?
Зачем было так срочно принимать сырой и опасный законопроект? Просто для выполнения задания Президента? Разве у нас не Дума как орган законодательной власти, а не исполнительной? В. В. Путин недавно говорил, что нужно, чтобы Дума думала, а не просто принимала готовые решения. Не нужна России Дума, которая, как в советские времена, послушно штампует любые предложения.
Мы исчерпали все возможные пути гражданского влияния на этот процесс, и, увы, практически безрезультатно. Обмен аналитическими материалами с пустыми «отписками» со стороны «сверху» сложно назвать даже диалогом с гражданским обществом. Вероятно, депутаты таким образом стараются обеспечить себе «любовь» избирателей перед выборами.
Будь эти люди в моей партии (к которой, к счастью, я не принадлежу), я бы их исключил за подрыв ее репутации. В итоге, все средства исчерпаны, и не удивляет, что люди в отчаянии обращаются к крайним мерам, таким как голодовка. Возможно, их жертвы ради народа и наших семей заставят уважаемых законодателей задуматься. Надеемся, что для этого не придется дожидаться, пока граждане начнут умирать с голоду в знак протеста…