Когда и почему начались реформы милиции? Давайте разберемся. Вспомним события во Владивостоке в конце 2008 года, когда местная милиция отказалась разгонять протестующих против запрета на ввоз праворульных машин. Прилетел «Зубр» из МВД и по 25 человек из ОМОНов Центрального Федерального округа. Власть тогда уже поняла, что так дальше не пойдет – на всю страну «Зубра» не хватит. Это инициировало размышления о необходимости реформ в МВД, которые в первую очередь удовлетворяли бы интересы московской власти.
Однако мы живем в «демократической стране», и поэтому нужно было повернуть общественное мнение так, чтобы все происходило по требованию народа. Так можно было провести законодательные инициативы, необходимые власти, но не народу. С чего начать? Вспомнили старый принцип: «Разделяй и властвуй!». Для этого необходимо было создать у народа образ врага в лице милиции. И вот появился повод — убийство Евсюкова, которое привлекло внимание всех СМИ. Казалось, будто до этого милиционеры никогда не совершали подобных преступлений. Учитывая, что ежегодно около 3 тысяч сотрудников милиции отправляется в тюрьму, публикаций о «ужастиках» из жизни милиции стало бы предостаточно.
Тут же подвернулся и Дымовский, на которого активно обратили внимание СМИ. Все, что он сказал, было давно известно — и про коррупцию, и про хамское отношение со стороны руководства. Сначала из него сделали героя, а затем — уголовника. Похоже, его использовали и выбросили. На следующий день МВД заявило, что он чуть ли не агент империализма. Люди и до этого знали о проблемах в МВД, но когда подробности преступлений стали навязываться постоянно, общественность ужаснулась и потребовала реформ.
В результате Президент объявил о реформе МВД. Первым шагом стало сокращение числа милиционеров — народ одобрил решение. Это правильный шаг: милицию действительно необходимо сокращать. Люди «заглотили» приманку, поверили, что их услышали, и теперь покажут «менторам», как нужно вести себя с гражданами. Но был еще один момент: с 2012 года милиция должна была перейти на федеральное финансирование. Теперь все деньги будут поступать из центра, а тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Мы подумали, что это борьба с коррупцией, что местные милиционеры станут менее коррумпированными и лучше защищать граждан. Но были подозрения, что это не так.
Реформа получила два года на реализацию. МВД готовилось к сокращениям, и тут произошло событие в Калининграде. Милиция снова отказалась разгонять митинг, и кто-то в власти серьёзно испугался. Спешно была проведена «плановая» коллегия МВД, на которой четко обозначили реальные намерения — превратить милицию в подразделение внутренних войск. Для этого в Государственную Думу уже передали поправки в законы, которые должны были изменить статус милиции.
Первое, что предложили, — запретить сотрудникам критиковать начальство и правоохранительные органы под угрозой увольнения. Второе — за любое административное правонарушение сотрудник будет немедленно уволен. Причины могут быть самые разные: грязный номер на автомобиле, переход улицы в неположенном месте или даже бросание окурка. Это всего лишь рычаги контроля, которые сделают из сотрудников «полноправных рабов» системы.
Добавим к этому возможный арест на 5 месяцев за невыполнение приказа и на 5 лет за групповое невыполнение. Возникает вопрос: какой приказ можно отдать, чтобы он не противоречил закону и не наносил ущерба гражданам? За 20 лет работы в милиции лишь дважды нам давали такие приказы: в 1991 и 1993 годах, когда решили разгонять протестующих у «Белого дома». Тогда мы отказались.
В результате сотрудники были «стравлены» с народом, и министр как бы «случайно» разрешил гражданам наносить удары по милиционерам. Преступления милиции начали всё чаще муссироваться в СМИ, создавая противоречия между ними и народом. При этом власти начали говорить о запрете травматического оружия у граждан, чтобы те не смогли оказать сопротивление.
В СМИ и Думу запущена тема по «травматике». Генерал Колокольцев заявил, что на сотрудников не должен распространяться Трудовой кодекс, а также отменены льготы для профсоюзных лидеров, отстаивающих права своих членов. Кроме того, законопроект делает сам факт службы в милиции отягчающим обстоятельством при совершении преступления. Сотрудник сядет на срок в два раза больший, чем кто-либо другой. Власть считает, что это повысит любовь сотрудников к ней.
На данный момент реформы МВД временно приостановлены. Это говорит о том, что у власти есть определённая цель. Президент начинал с правильных намерений, желая реформировать суды, которые дают санкции на арест граждан и могут возбуждать дела против правоохранителей, нарушающих права граждан. Если бы эта реформа была реализована, то все структуры автоматически начали бы исправлять свое отношение к гражданам.
В итоге, мы можем получить из органов внутренних дел боевое 700-тысячное подразделение с «молчащими» исполнителями приказов. При этом народу скажут: «Вы сами этого хотели!». Но речь о борьбе с преступностью уже не будет. Если власть хочет действительно изменить ситуацию в МВД, необходимо: реформировать суды, передать функции ДСБ в ФСБ, предоставить нормальные социальные гарантии сотрудникам милиции, установить общественный контроль и создать законные критерии оценки работы внутренних дел. Если хотя бы эти шаги будут сделаны, милиция изменится, и изменится отношение к ней.