Передача «Особое мнение»
Максим Курников: Сегодня весь день поступают новости о журналистах, которых вызывают в полицию за участие в акциях. На чьей стороне вы в этой ситуации: на стороне тех, кто хочет проверить их работу, или на стороне тех, кого задерживают, считаете ли вы это неправильно?
Александр Проханов, публицист, писатель: Я считаю, что журналист не является священной коровой. Моя практика такова: я всегда был в зонах, где журналист должен подчиняться обстоятельствам, и эти обстоятельства были очень серьезные, военные. Я считал, что журналист – это чернорабочий истории. Никаких преференций он не должен иметь. Если власти или государству нужно обыскать журналиста во время демонстрации, власть вправе это делать. Журналист не должен кочевряжиться, не строить из себя четвертую власть. Никакая он не четвертая власть. Он – функция одной из властей. В России несколько властей, и журналисты, разные журналисты, являются функцией одной из этих двух властей. Когда начинается шум о журналистах, которых приводят в участок, и стартует поток стенаний, мне это неприятно.
М.Курников: По поводу того, кто какие власти. Можно поподробнее? Журналисты не власти, медиа не власть. Я правильно вас понимаю?
А.Проханов: Да, конечно. Они не власть. По существу наш социум грубо делится на две части: на либеральную и патриотическую. Патриотические СМИ разнообразны. Существуют так называемые независимые СМИ и патриотический интернет, относительно независимый. Есть НРЗБ комбинаты, гостелевидение и гостелерадиовещание, где государство дает задания. В обоих случаях журналисты занимаются обслуживанием интересов. Одни интересы сосредоточены, и мы понимаем, что гостелерадиопрограммы обслуживают государственные интересы. А патриотические СМИ обслуживают некую иррациональную сущность, называемую государственными представлениями. Но сама эта идея тоже связана с государством, Кремлем. Что касается либералов, есть иллюзия, что они абсолютно независимы. Многие либеральные компании (радио и телевидение) получают дотации от государства. Другие компании получают свои дотации из-за рубежа. Третьи содержатся анонимными капиталистами, олигархами. Все они платят деньги только потому, что компании выполняют эти заказы. Если бы информационные компании перестали выполнять заказы, средства поддержки прекратились бы.
М.Курников: То есть вы не верите в независимую журналистику как факт?
А.Проханов: Возьмем ситуацию с Трампом. Какая тут независимая журналистика? Это абсолютно ангажированная журналистика, которая позволяла совершать государственные перевороты. Информационное поле не может быть бесхозным. Это мощный ресурс. Бесхозное информационное поле ведет к хаосу. В информационном пространстве есть вектор, тенденция и формулы. Никакой независимой журналистики нет. Мне отвратительны эти мифы, скрывающие человеческие корпоративы и интересы. Работаешь – получай. Получаешь деньги – отрабатывай. Или уходи из журналистики.
М.Курников: Вот так даже!
А.Проханов: Конечно.
М.Курников: А писатели тоже все? Они получают деньги от издательств за то, что пишут по указке?
А.Проханов: Нет, это не указка. Все писатели тоже ангажированы. Явно или не явно. В политических странах любое явление, включая культуру, мгновенно политизируется. Чернышевский, который писал «Что делать?», был ангажирован крупной революционной идеей. У него были друзья-защитники. То же самое и с Достоевским после его заклейменного.
М.Курников: Вы утверждаете зависимость журналистики от денег, которые платят журналистам. Так писателям ведь тоже платят деньги за их произведения.
А.Проханов: Мне платят такие суммы, что я их просто не беру. Писатели сейчас получают такие ничтожные гонорары, что их не хватает даже на чаевые в ресторанах. Я не говорю о сталинских временах с жесткими заказами. Сегодняшние писатели – финансово независимые люди, их побуждает писать не корысть, а идеи и идеологии, или сам синдром творчества.
М.Курников: Вы не верите, что журналисты работают так же, как писатели?
А.Проханов: Я верю. Есть журналисты, которые работают так же бескорыстно, как писатели, у которых нет выхода и не предоставляются эфиры, они не связаны с актуальными проблемами. Такие журналисты существуют.
Читать текст эфира полностью >>>