Программа «Особое мнение». Кирилл Мартынов, редактор отдела политики «Новой газеты», считает, что происходящее в России необходимо рассматривать в более широком контексте. Одним из основных факторов, влияющих на политическую и общественную жизнь, является конкуренция между чиновниками и их волонтерами, стремящимися подать так называемые «тревожные звоночки». К примеру, история о студенте, который обратил внимание на проблему с диабетиками в конце прошлого года, прекрасно иллюстрирует эту тенденцию.
«Это своего рода особая политическая культура», — отмечает он. «Представьте себе, что вы находитесь в Общественной палате, как, например, тот господин, который первым озаботился «Смертью Сталина». Пожигайло, кажется, его фамилия». Ольга Журавлева добавляет, что речь идет об Общественном совете при Министерстве культуры.
Кирилл Мартынов продолжает: «Вам нужно как-то демонстрировать свою активность и полезность. Есть почти единственный способ, чтобы привлечь к себе внимание и отчитаться о проделанной работе. Это как раз и есть «звоночки». Самое тревожное в этой ситуации, по его мнению, то, что складывается впечатление, что в российском государстве никто не занимается реальными делами, а все соревнуются в громкости своих «звоночков». Кто проявит больше лояльности, патриотизма, бдительности, кто предложит больше моральных ценностей?»
«Госаппарат, кажется, парализован борьбой за моральные ценности», — заключает он. «Эти люди из общественного совета, а затем и чиновники, больше ничем заниматься не могут. Все время возникают новые поводы для оскорбления: то ульяновские курсанты, то неправильно снятый фильм, то угнетение российского кинематографа». Ольга Журавлева добавляет: «Паддингтонов» показывают.
«Да, именно этих медвежат, не русских, нашим детям», — продолжает Кирилл Мартынов. Он подчеркивает, что на фоне всех этих проблем стоит представить, какой объем работы должен быть выполнен. «Много лет говорят о том, что у нас в стране много полицейских, но в основном они заняты отчетами о своей работе, закрывают статистику. Это все равно что палочная система, только теперь это палочная мораль», — замечает он.
«Причем нигде не прописано, какова норма для Минкульта, сколько аморальных событий должно быть зафиксировано. Чиновники, волонтеры и общественники выстраиваются в очередь, чтобы отчитаться о большее количество «аморальных событий». Удивительно, но нет четкого определения, против чего именно мы боремся в этой сфере. Границы моральных норм очень размыты и могут быть изменены в зависимости от ситуации», — резюмирует он.
В итоге, как выясняется, Сталин известен как не просто спорная фигура, но и как полководец, который выиграл войну. Тем не менее, смерть Сталина становится оскорблением памяти о войне, о символах, связанных с великой победой.
Читать эфир полностью >>>