Дмитрий Быков: Не думаю, что лично Путин устроил всё худшее в России

«Один» Дмитрий Быков, писатель: Как верно отметил Лев Александрович Аннинский, «Россия всегда спасается дуриком и чудом». Мы не знаем, какое чудо произойдет на этот раз, но у меня есть собственная версия. В пирамиде Маслоу самооценка занимает даже более высокое место, чем сытость. Людям нравится быть хорошими, и на этом основан мир. Иногда, на коротких дистанциях, людям больше нравится быть плохими — это приносит им оргиастическое упоение злом, своего рода оргия. Однако зло эффективно только на коротких дистанциях, на длинных — нет. Человеку быстро надоедает быть плохим. Это происходит из-за детей, из-за нравственного императива, заложенного в человеке, и из-за обратной реакции на зло. Рано или поздно каждому становится скучно делать зло.

Недавно Глеб Павловский задал интересный вопрос: нынешний режим, условно говоря, путинский, движется не на том топливе, на котором ехал Советский Союз; но на каком — сказать трудно. У меня есть свои догадки. Кажется, это топливо — поощрение в людях всего худшего. Это временно дает им возможность проявлять свои негативные качества. Я не думаю, что Путин сам разработал все худшие аспекты России, но он ненавязчиво и осторожно разрешил людям быть плохими. На радостях травли, на радостях экспансии, на радостях шовинизма многие находят временное удовлетворение. Однако это топливо быстро исчерпывается, в отличие от нефти.

Людям начинает хотеться быть хорошими, проявлять доброту, творческую активность, терпимость. Например, история с уренгойским мальчиком показала, что общество уже не так охотно травит его, люди вступаются за него. Тем не менее обсуждать теоретические вопросы о виновности или невиновности солдат они готовы, но не готовы постоянно требовать публичного осуждения за неправильную скорбь или предположения. Это, на мой взгляд, очень знаковая и важная вещь.

Читать эфир полностью >>>

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы