Кусок эфира: Фамилия Сусанин – это такой совершенно отдельный бренд

Фрагмент программы «Все так +». Тема: «Михаил Федорович»

М. Кузахметов: Не можем обойти стороной эту тему. События, безусловно, знаковые. И сразу на ум приходит фамилия Сусанин – это, можно сказать, отдельный бренд. Согласно официальной версии, юноша и его мать находились в своем имении под Костромой с 1612 года, после освобождения Кремля.

В. Дымарский: Ему уже 16 лет, так что он не совсем мальчик.

М. Кузахметов: Да, юноша. Однако дальнейшие события показывают, что он был довольно инфантильным, в отличие от своих строгих и властных родителей.

В. Дымарский: Инфантильный, да.

М. Кузахметов: Попав в незащищенное имение, он столкнулся с группой поляков, движущихся к Москве. Их цель – установить на московском троне царевича Владислава, а лучше – польского короля Сигизмунда, убрав всех конкурентов. Как следует из официальной версии, они поймали крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать дорогу. Он же завел их на верную гибель. Но стоит отметить, что никаких подтверждений этой версии не существует.

Есть только письмо, написанное спустя много лет отцом дочери Сусанина, в котором он просит освободить его от налогов, ссылаясь на то, что его тесть спас молодого государя. Новый царь Михаил Федорович, только пришедший к власти, с барского плеча предоставил такую милость. Позже это подтверждалось другими документами, причем интересовало, почему они не платят налоги. Им была оказана такая милость за определенные заслуги.

Интересно, что эта история обрела новое развитие во времена Екатерины II, когда уже не просто подтверждали грамоты, а создавали образы – рисовали картины и сочиняли оперы, что и произошло впоследствии. При последующих царях, особенно у Николая I, эта история обросла деталями и подробностями, которые мы знаем до сих пор. Появились жуткие рассказы о злых поляках, расправившихся с несчастным Иваном Сусанином.

В. Дымарский: Здесь возникает вопрос: ведь опера изначально называлась «Жизнь за царя»? За какого именно царя?

М. Кузахметов: Да, «Жизнь за царя». В тот момент никто не знал, кто будет царем.

В. Дымарский: Никто не знал, за какого царя.

М. Кузахметов: Но предчувствие уже было. Тем не менее, интересный поворот произошел во времена советской власти. Изначально «Жизнь за царя» воспринималась как нечто неприемлемое. Иван Сусанин считался царским прислужником и преступником, но со временем, когда Сталин укрепил свою власть, такие сюжеты стали популярными. Теперь простой крестьянин, готовый пожертвовать собой за своего правителя, стал символом.

С конца 30-х годов эта тема вновь обрела популярность, попала в школьные учебники, и полумистическая история о Сусанине снова вызвала интерес.

В. Дымарский: Меняют название оперы.

М. Кузахметов: Да, название изменили на «Иван Сусанин». Либретто немного изменилось, чтобы убрать акцент на прославлении царя и подчеркнуть народную войну. Парадоксально, но большинство людей помнят фамилию Ивана Сусанина именно как того, кто завел врагов в ловушку, но почему он это сделал, помнят не все. В чье бы то ни было правление все происходило?

Это любопытно, потому что в тот момент юноша, возможно, ничего и не подозревал о том, что происходит. Они укрылись в монастыре в Костроме, и даже если поляки проявляли злые намерения, эти намерения не сбылись. Важнейшее событие, предопределившее жизнь первого русского царя из династии Романовых, произошло в начале 1613 года.

Оцените статью
Ритм Москвы