Илюша падает

На протяжении более двадцати лет я занимаюсь написанием материалов о детях с тяжелыми ментальными нарушениями. За это время мне довелось увидеть их в самых различных обстоятельствах: я играл с ними, танцевал, занимался рукоделием. Чувства неприязни у меня никогда не возникало, и мне не было противно вытирать им слюни или менять памперсы. Я многократно утверждал, что содержания таких детей в психоневрологических интернатах недопустимо, ведь интернаты напоминают тюрьмы, а дети должны жить в семьях. Но вот парадокс: я никогда не жил с такими детьми подолгу. Мои визиты ограничивались часами в центрах лечебной педагогики, где я общался с психологами и терапевтами. Дети казались мне такими же, как и все, хоть и имели свои особенности: не всегда говорили, не отличали носки от варежек, могли закричать или упасть в приступе. Но после часа общения я покидал их, чтобы писать статьи о том, как важно к ним относиться.

Недавно директор центра «Пространство общения» Ирина Долотова предложила мне присоединиться к их педагогам и детям в зимнем лагере. Это был комфортный лагерь, отель Велегож-Парк предоставил двадцати детям и двадцати педагогам коттеджи на берегу Оки. Мы играли в игры, устраивали детям театр, учили их готовить, общаться и танцевать — все то, чем занимается центр в Москве, но в ежедневном режиме. Я не был педагогом Илюши, сына Ирины, а просто иногда помогал ему: готовил еду, утешал в случае приступов и гулял с ним.

Илюша, которому восемнадцать, молчалив, но многое понимает, особенно действия. Он довольно неплохо ходит и радуется встречам с мамой, сестрой, психологом и даже со мной. Однажды Ира попросила меня пройтись с Илюшей в рощу, расположенную в пятистах метрах от коттеджа. Прогулка была простой: я поддерживал Илюшу под локоть, чтобы он не поскользнулся. Мы дошли до рощи и смотрели, как другие дети играют, а затем вернулись к месту, где начался спектакль и песни.

Неожиданно Илюша начал падать, и я не знал, что произошло: устал ли он, или это был приступ. Его тяжесть оказалась неожиданной, и держать его становилось все сложнее. Стемнело, и вокруг никого не было. Все дети и педагоги зашли в дом, и в какой-то момент я понял, как сильно устал — не только физически, но и от необходимости заботиться о нем весь день. Мы, конечно, считаем себя гуманными, выступая против интернатов и за семейное воспитание, но я, крепкий и здоровый человек, не смог удержать Илюшу на протяжении недели, нести его эти пятьсот метров.

Через двадцать минут мне все же удалось дотащить Илюшу до дома, и я сдал его матери. В это время в доме начинался спектакль, и педагоги пели с детьми веселые песни. Но мне хотелось вырваться на улицу, остаться одним, помолчать и посмотреть на звезды. Смотря на звезды, я задумался о том, что маме ребенка с ментальными нарушениями тоже порой необходимо побыть одной. Таким образом, воспитывать ребенка с особенностями не в интернате, а в семье возможно лишь при условии, что у семьи есть поддержка специалистов, подобных тем, кто работает в центре «Пространство общения». Эти профессионалы занимаются детьми не реже двух раз в неделю и организуют выезды в лагеря не менее двух раз в год. Нельзя просто осудить интернаты и провозгласить семейное воспитание правильным, не имея ресурсных центров. Это непосильная ноша даже для матери.

Поддержать центр «Пространство общения» можно здесь. Для организации летнего лагеря требуется 500 тысяч рублей.

Оцените статью
Ритм Москвы