На днях ожидается юбилей известной «Крымской конференции руководителей трех держав». Ожидается, что официальные СМИ будут освещать это событие в контексте провозглашения «года 65-летия Великой Победы». Разговоры о том, что это событие определило новый справедливый миропорядок и обеспечило мирное сосуществование на ближайшие десятилетия, нам явно гарантированы. Однако стоит взглянуть на это событие с другой стороны.
Это можно рассматривать как акт умиротворения агрессора, схожий с пресловутым Мюнхенским соглашением 1938 года. Что такое «Мюнхен»? Любой образованный школьник скажет, что это соглашение, благодаря которому западные демократии (Англия и Франция) попытались умиротворить агрессивную Германию и её союзников, отдав им часть территории Чехословакии. А что касается Ялты? Это ключевое событие, в рамках которого существенно были расширены границы СССР, и была определена так называемая «зона влияния» коммунистической державы в Европе и Азии.
На конференции в Крыму Рузвельт и Черчилль договорились об окончательном установлении советско-польской границы, передаче Курил и Южного Сахалина СССР, сохранении советского влияния в Польше и Югославии, а также о передвижении германо-польской границы на запад и север и расчленении Германии на оккупационные зоны. Результат этих решений – окончательное закрепление за Советским Союзом почти всех территорий, приобретённых в ходе «красных блицкригов» 1939–1940 гг., и установление его гегемонии над значительной частью Европы.
Думаете, «западные демократы» не знали, с кем имеют дело? Возможно, в Мюнхене этого не осознавали. Но в Ялте все прекрасно понимали: не случайно Черчилль подчеркивал свой антикоммунизм даже в знаменитом радиообращении 22 июня 1941 года.
Можно провести аналогию между Ялтой и другими событиями, например, с подписанием «Договора о ненападении между СССР и Германией» и «Договора о дружбе и границе». Тогда две «великих европейских страны» расширили свои границы за счёт Польши, а почти всю остальную Европу поделили на сферы влияния. И на этот раз три державы «антигитлеровской коалиции» повторили этот сценарий по отношению к территории Германии и остальной Европы.
Следует отметить, что представители Великобритании и США не сдавали территории в Европе «без боя» — они пытались поторговаться по поводу Польши. Но, во-первых, им почти ничего не удалось добиться, а во-вторых, в ходе этой полемики были подписаны и другие соглашения, например, о выдаче советских граждан на расправу «родной власти».
Разумеется, «всякая аналогия хромает», и даже поверхностное изучение вопроса выявляет множество «существенных отличий». Но все же стоит вспомнить стенограмму заседания глав правительств СССР, США и Великобритании от 7 февраля 1945 года — и это из официального советского источника, опубликованного в 1979 году. О том, в каких выражениях главы правительств обсуждали эти вопросы, остаётся только догадываться.
«Черчилль, продолжая, указывает на то, что во втором пункте предложений говорится о р. Нейсе. По вопросу о перемещении границы Польши на запад британское правительство хотело бы сделать такую оговорку: Польша должна иметь право взять себе такую территорию, которую она пожелает и которой она сможет управлять. Едва ли было бы целесообразно, чтобы польский гусь был в такой степени начинен немецкими яствами, чтобы он скончался от несварения желудка. Кроме того, в Англии имеются круги, которых пугает мысль о выселении большого количества немцев. Самого Черчилля такая перспектива отнюдь не страшит. Результаты переселения греков и турок после прошлой мировой войны были вполне удовлетворительны. Сталин говорит, что в тех частях Германии, которые занимает Красная Армия, немецкого населения почти нет. Черчилль замечает, что это, конечно, облегчает задачу. Кроме того, 6-7 миллионов немцев уже убито, и до конца войны будет еще убито, вероятно, не менее 1-1,5 миллиона. Сталин отвечает, что цифры Черчилля в общем правильны. Черчилль заявляет, что он отнюдь не предлагает прекратить уничтожение немцев».
Эти слова подчеркивают суровую истину тех времён. Особое внимание стоит уделить фрагменту карты народностей из польского атласа 1937 года. На этой карте довоенное расселение поляков закрашено красной краской, немцев — синей. Желтой пунктирной линией обозначены рубежи, на которые Красная Армия вышла в ходе Висло-Одерской и Восточно-Прусской наступательных операций к началу февраля 1945 года. Как видно, под контроль армию попали территории, на которых до войны проживало несколько миллионов немцев.
В качестве постскриптума вернёмся к «мюнхенским баранам». Как известно, в результате Мюнхенского договора от Чехословакии были отторгнуты значительные территории. Во время Второй мировой войны все они были возвращены чехословакам. Но одно государство в результате войны «оттяпало» солидную часть территории этой страны — это Советский Союз, который в июне 1945 года получил Закарпатскую Украину (также известную как Карпатская Русь).