На днях произошло удивительное событие, полное позитива. Погибающий пленочный архив Иркутского Радио не был вывезен на свалку, не затерялся в сырых подвалах и не остался забытым в фирмах, получивших финансирование на программу «Цифровая Россия». Вместо этого он был передан цифровым энтузиастам.
Юрий Иванович Метёлкин, создатель легендарного сервиса онлайн-вещания «Старое Радио», продолжает выполнять важную миссию по сохранению нашего культурного наследия. Это единственный человек в стране, который занимается поиском, восстановлением и распространением «культурного слоя», накапливавшегося десятилетиями, и который мы рискуем потерять из-за развития технологий и коммерциализации, а также равнодушия государства.
Неудивительно, что умирающий на складах иркутский радиоархив был передан неравнодушными людьми именно «Старому Радио». В противном случае, даже если Гостелерадиофонд примет 80 000 катушек и оцифрует их, ожидать, что мы или наши дети когда-либо их услышим, было бы наивно. Этот фонд продает одну минуту записи за 500 рублей.
Деньги на перевозку архива из Иркутска собирали слушатели «Старого Радио» по всему миру, публикуя сообщения в соцсетях. В среду сорокатонный контейнер прибыл в Москву, привезя вместе с собой четыре студийных магнитофона: два из них пойдут на запчасти, остальные будут использоваться для оцифровки.
За пять лет Юрий Метёлкин оцифровал двадцать тысяч файлов ценнейшего литературного наследия. Его сервер, установленный на балконе, раздает 8 терабайт записей в месяц, что составляет более трехсот тысяч часов звучания, которые слушают в 80 странах мира ежедневно. Даже при беглом осмотре стало очевидно, что многие материалы уникальны: радиоспектакли, постановки, музыкально-литературные композиции, авторские программы, встречи, интервью и детские передачи — все это бесценно.
Все это мы могли потерять, как уже потеряли «Пионерскую зорьку», «Полевую почту» или «Опять двадцать пять» — ни одной записи этих передач не осталось. От «Зорьки» сохранились только позывные. По всей России таких радиоархивов сотни — в каждом крупном городе была своя телерадиокомпания. Оцифровки не ведутся, что погибло — погибло, а на то, что можно спасти, государству наплевать.
С нового года Юрий бьет тревогу о пропадающих записях Омского Дома Радио, пишет письма губернатору и в СМИ, но реакции нет — ни от чиновников, ни от журналистов, только гробовое молчание. «Старому Радио» очень нужны волонтеры с опытом оцифровки звука и софтвера, а также люди с оборудованием, например, километровыми магнитофонами, вроде Studer или СТМ.
Если каждый волонтер будет оцифровывать по 30-60 минут в день, то уже за пару лет можно выложить в сеть весь архив Иркутского Радио. Большой рассказ о Юрии Ивановиче Метёлкине и его замечательном онлайн-радио доступен в моем прошлом посте.