Ряд богословских замечаний в связи со скандалом вокруг «дела Pussy Riot»

В последние дни обсуждение церковных канонов и их применения в контексте акций феминисток стало особенно актуальным. Ссылаясь на церковные правила, данные в светском документе СК РФ, можно заметить, что это вызывает немалые споры и противоречия. Приводятся ссылки на 9 Апостольское правило, 62 и 75 правила Трулльского Собора и 15 правило Лаодикийского. Однако следует подчеркнуть, что в этом контексте правила представлены в неверном пересказе. Это не просто ошибка, это грех. Ни одно из приведённых правил не подходит под действия феминисток, и более того, за два из них вообще нет церковных наказаний. Другие два подразумевают лишь временный запрет на посещение храма в рамках епитимьи. В правилах не упоминается ничего о заключении в светскую тюрьму или необходимости публичного покаяния.

Многие богословы соглашаются, что кощунства, как такового, не было, а случилось лишь оскорбление Патриарха – личное, хотя и недопустимое. Важно, может ли Патриарх простить женщин без их предварительного публичного раскаяния. В идеале, он должен это сделать, следуя примеру Христа, который учил прощать врагов без условий. Иисус молил: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!», не ставя никаких предварительных условий для прощения. Церковь не может вмешиваться в судебный процесс, и это действительно мудро. Однако она обязана «оказывать давление на суд своей любовью и милостью», заботясь о тех, кто страдает и нуждается в поддержке.

Патриарх, например, проявлял заботу о судьбе игумена Ефрема, который обращался к властям с просьбой о помощи. Это прописано в церковных документах, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые в 2000 году под руководством тогдашнего митрополита Кирилла. Феминистская акция была воспринята как кощунственная, но давайте разберёмся, что же является святыней в Православии. Это, безусловно, Бог, Воплотившийся Христос, Пресвятая Богородица и святые, а также священные объекты. Феминистки, как кажется, не глумились над этими святынями, а лишь вели себя неподобающим образом в храме в отсутствие богослужения. Я сам неоднократно становился свидетелем неадекватного поведения людей в церквах, однако их старались аккуратно вывести на свежий воздух, а не отправлять в тюрьму.

Оскорбление Патриарха воспринимается как оскорбление каждого верующего. Однако стоит отметить, что оскорбление касается не только его сана, но и как личности – Владимира Гундяева. Вопрос заключается в том, имеет ли Патриарх иммунитет от критики? Христос, будучи Воплощённым Богом, никогда не боялся критики и даже призывал, если он сделал плохо, показать это. Его Святейшество не является Главой Православной Церкви, как римский папа, а выступает как Предстоятель поместной Церкви, первый среди равных. Ошибки в его действиях возможны, и вопрос в том, научатся ли наши Предстоятели публично признавать свои ошибки и исправлять их. Искренне хочется верить, что так и будет. Мы можем лишь помолиться, чтобы Господь открыл Его Святейшеству, как поступить в ситуации с молодыми матерями, которые уже четыре месяца находятся в заключении без законных оснований.

Оцените статью
Ритм Москвы