Недавно вернулся из командировки в одно из сел, которое громко именуется поселком. Моя задача заключалась в демонстрации миссионерской программы для детей, посвященной вреду пивного алкоголизма и вопросам о душе, о Боге…
Что я увидел при возвращении? Старое здание, построенное в 30-ых годах, еще до оккупации. Оно обшарпанное, и, к сожалению, канализации здесь нет. Туалет — это просто несколько дырок в полу, куда дети могут справлять свои нужды. Никаких унитазов, конечно. Вонь стоит дикая. Не представляю, как сюда заходят дети.
Когда-то в этой школе училось несколько сотен ребят, она считалась лучшей в районе. Сегодня же все, кто может, стремится уехать. Работы нет, перспектив тоже. Взрослые мужчины и женщины пытаются найти заработок в столице, трудясь вахтовым методом. Они работают на износ, но деньги для сельчан все же воспринимаются как хорошие.
Учителей в школе практически нет. Две «самые молодые учительницы» — это женщины 40 и 55 лет. Преподаватели предметных дисциплин приезжают из других населенных пунктов. Никто не хочет работать в этой школе: низкие зарплаты, жилья нет и не будет. ЕГЭ ненавидят все. Понимают, что у деревенских детей, сдающих ЕГЭ, нет шансов поступить в городские вузы. Пока действует щадящая система: если экзамены не сданы, можно пересдавать в обычном порядке, и только так реально завершить обучение.
В местной поликлинике остался лишь один врач, который делает всё. Специалистов просто нет, и никто не хочет работать. «Скорая помощь» по ночам не функционирует. Недавно произошел трагический случай: одному жителю стало плохо именно ночью, и он не дожил до утра.
Учителя радуются любому подарку, например, компьютерам и кое-какой технике. Все прекрасно понимают реальность: «Зачем нам каждый день показывают про „Оборонсервис“? Мы и так знаем, что всюду воруют». Но тут же замолкают, боятся — Путина, Сталина, губернатора… Измученные, запуганные и добрые сельские учителя, а над всем этим нависает страшная вонь из школьного туалета…