Транспортная ситуация в Москве достигла предела. В прошедший понедельник уровень пробок в городе составил 96 баллов из 100 возможных. Основной причиной этому стало выделение спецполос для общественного транспорта, что может привести к сужению ключевых магистралей на треть. Неприемлемо и наивно полагать, что москвичи быстро откажутся от своих автомобилей в пользу общественного транспорта. По выделенным полосам будут проезжать машины со спецсигналами и те, кто имеет связи и деньги. Остальные автомобилисты окажутся в бесконечных пробках, испытывая растущее недовольство. К 4 декабря настроение половины москвичей от всего этого транспортного хаоса станет непредсказуемым.
В Москве нет простых и недорогих решений транспортных проблем. Попытки улучшения ситуации с помощью белой или оранжевой краски, выделяющей полосы для общественного транспорта, поражают своей неэффективностью. Долгие годы известная проблема России — дураки и дороги — здесь выглядит иначе, так как у нас имеются как дороги, так и недостаток дураков. Текущие проблемы столицы связаны с неправильной транспортной идеологией и бесстыдной коррупцией, которые и приводят к дорожному коллапсу.
Согласен с мэром Собяниным, который отметил, что в Москве были допущены серьезные градостроительные ошибки. Основная причина в том, что Москву долгие годы окружали «обручи», которые препятствовали нормальному движению и развитию. Исторически Москва имела окружную структуру с центром в Кремле, что выразилось в Бульварном и Садовом кольцах, 3-м и 4-м транспортных кольцах, а также МКАД. Такое планирование для современного мегаполиса является чудовищной ошибкой.
Обратимся к международному опыту. В Шанхае (19 млн. население без пригородов) строят многоярусные дороги, и там нет пробок, схожих с московскими. В Токио (13 млн. чел.) создан скоростной общественный транспорт на сваях, а высокие расценки на парковку способствовали пересаживанию японцев на эффективный общественный транспорт. Нью-Йорк (8,5 млн. чел. без пригородов) построен по квадратно-гнездовому принципу, где каждая улица и проспект имеют выход за город.
Все московские методы борьбы с пробками выглядят как временные меры, напоминающие косметические операции на транспортных проблемах. Идея Лужкова о подземных дорогах была и безумной, и коррумпированной. Поэтому, чтобы решить транспортные вопросы столицы, необходимо опираться на международный опыт:
- Строить над основными магистралями города, ведущими за его пределы от третьего транспортного кольца, вторые и третий этажи (опыт Шанхая).
- Разрабатывать не кольцевую, а диагональную и радиальную структуру дорог, ведущих за город от центра (опыт Нью-Йорка).
- Создать скоростные магистрали для общественного транспорта, используя опыт Токио.
Все эти проекты потребуют значительных инвестиций, но они будут безусловно эффективными. Для электората это актуальнее, чем строительство моста через морские просторы на остров Русский.