15 июля 2009 года была убита Наташа Эстемирова. В это же время мы узнали о трагической гибели Бориса Немцова. Шесть с половиной лет назад, когда произошла эта страшная трагедия, я заявил: «Я знаю, кто виновен в убийстве Наташи Эстемировой. Мы все знаем этого человека. Его зовут Рамзан Кадыров, он президент Чеченской Республики. Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял её и считал своим личным врагом. Неизвестно, отдал ли он приказ сам или это сделали его ближайшие соратники, чтобы угодить ему. Но, похоже, Президент Медведев устраивает этот человек как руководителя одного из субъектов РФ». После этого было возбуждено уголовное дело по факту клеветы в адрес главы Чеченской Республики, однако суд меня оправдал. По-прежнему остаюсь уверенным в правоте своего обвинения.
Теперь встаёт вопрос: кто стоит за убийством Бориса Немцова? Естественно, я не могу знать этого точно, но, опираясь на уже известные факты, могу выдвигать вероятные версии. Недавно стало известно, что среди арестованных по подозрению в его убийстве оказался бывший заместитель командира батальона «Север» Заур Дадаев. В Грозном, во время задержания по тому же делу, погиб Беслан Шаванов, бывший сотрудник МВД ЧР. Если будет доказано, что Заур Дадаев действительно причастен к преступлению, то маловероятно, что офицер этого батальона, даже уволившийся, мог бы пойти на такое «дело» без задания со стороны главы ЧР.
Формально 248-й отдельный специальный моторизированный батальон оперативного назначения «Север» входит в структуру Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России и подчиняется напрямую командующему округа. Однако на практике батальоны «Север» и «Юг» представляют собой часть личной армии Рамзана Кадырова. Бойцы этих батальонов с гордостью называют себя «кадыровцами». Эти формирования были созданы весной 2006 года и в основном состояли из бывших бойцов Службы безопасности президента ЧР и Антитеррористического центра, куда направляли служить боевиков, сдавшихся под личные гарантии Рамзана Кадырова.
Командиром батальона «Север» стал Алимбек Делимханов, брат Адама Делимханова, который тогда был командиром «Нефтеполка» и ныне является депутатом Госдумы, часто называемым Кадыровым своей «правой рукой». Командиром батальона «Юг» назначен Муслим Ильясов, также бывший боевик. На торжественной церемонии присяги бойцы клялись «свято блюсти традиции СБ и АТЦ». Личная преданность Кадырову остается главной обязанностью любого бойца этих батальонов, и для заместителей командира она должна быть вдвойне сильнее.
Офицеру батальона, даже и бывшему, крайне неразумно совершать преступление столь громкого масштаба без одобрения сверху. В нынешней Чечне за непослушание может ответить даже вся семья. Тем не менее, в данном случае ничего подобного не произойдёт. Кадыров, комментируя ситуацию, говорит: «Хочу отметить, что Заур Дадаев не мог сделать ничего против России, ради которой много лет рисковал жизнью. Таким же храбрым воином был и Беслан Шаванов, погибший при попытке задержания». Телевидение освещает, как в Чечне семья убитого Шаванова проводит поминальный обряд, что контрастирует с тем, что обычно происходит с семьями террористов и боевиков.
Не исключено, что, если возникнут вопросы к Кадырову, он будет отрицать свою причастность к очевидным фактам. Какие могут быть к нему претензии, если террористами оказались либо бывшие, либо действующие чеченские силовики? Кадыров, как и другие региональные руководители, не управляет полицией и внутренними войсками, он больше сосредоточен на хозяйственных делах. Смешно, но именно это он говорил мне, когда позвонил на следующий день после убийства Наташи Эстемировой. Его представители повторяли этот тезис в суде, однако мы представили неопровержимые доказательства, что силовые структуры МВД в Чечне находятся под полным контролем Рамзана Кадырова.
Следы людей, близких к руководству ЧР, очевидны в ряде политических убийств противников Кадырова: Мовлади Байсарова, Руслана Ямадаева, Сулима Ямадаева и других. Тем не менее, до сих пор такие преступления совершались только в отношении людей, имевших прямое отношение к событиям в Чечне. Борис Немцов не был таким человеком. Возможно, Кадырову стало тесно в Чечне, и ему нужна более широкая арена. Он делает политические заявления, касающиеся всей России, выступая защитником Ислама во всем мире. Важно вспомнить его слова корреспонденту Newsweek более четырех лет назад: «Те, кто критикует Путина, — это не люди, это мои личные враги. Пока Путин за меня, я могу делать все, что угодно, Аллах акбар!»