Логика тех, кто выступает против участия в неразрешенных шествиях, весьма понятна. Я уважаю и во многом разделяю мнение таких людей, как Л.М. Алексеева, Ю. Латынина и Е. Чирикова. Более того, и сам придерживаюсь похожих взглядов. Если кто-то жаждет столкнуться с Кровавым Режимом, пожалуйста, каждое 31-е число можно встретиться на Триумфальной площади. Однако от Консультативного Совета (КС) требуется нечто иное. Лично я голосовал за них, надеясь получить исполнительный орган с альтернативной легитимацией. Это должно быть не под контролем В.Е. Чурова, а от людей, в отношении которых у нас нет оснований для подозрений. По крайней мере, пока. Так же, как нет оснований подозревать Л.М. Алексеева и других в намерении «слить протест». Позвольте ей, с её богатым опытом, высказываться так, как она считает нужным. Она имеет на это право, в отличие от многих интернет-активистов, которые в несколько раз моложе и наивнее.
Так зачем мне нужен условно легитимный орган, именуемый КС? Бюджета нет, законодательной инициативы тоже. Права нулевые: лишь те, что прописаны в законе. А что такое закон в нашей стране? Ожидать, что КС сможет повысить зарплаты или навести порядок и справедливость, нет никаких оснований. Меня не интересуют его духоподъемные лозунги и программы — их достаточно и из других источников. В крайнем случае, я могу сочинить что-то сам. На самом деле, единственное, для чего мне (о других не говорю) нужен КС, так это для формирования альтернативной повестки и её лоббирования в реальных условиях, в контакте с властями. Самому мне с властями говорить лень, неинтересно и противно, не говоря уже о технической невозможности подобной встречи. Никто не подпустит меня к ним, но их, носителей альтернативной легитимации, со скрипом, но допустят, чтобы унизить, оскорбить и показать, что они ничего не стоят.
Тем не менее, вы, господа, если назвались груздем, терпите. Частное лицо может позволить себе уйти, а вы уже нет. За вами сотня тысяч избирателей. Иначе не было бы смысла затевать эту бодягу с голосованием. В этом смысле меня интересует позиция интернет-активистов. Сами они, как частные лица, ни перед кем, кроме своих амбиций, не отвечают. Тем больше они клеймят КС за предательство и соглашательство, требуют немедленно свернуть горы и открыть шлюзы. Едва ли задумываясь о том, что таким образом сужают пространство маневра и помогают оппонентам использовать КС как мишень. Когда группа заявителей гордо отказывается от разрешенного маршрута по Бульварному кольцу, у меня появляется формально-логическое право выразить негодование. Вы, господа, мне были нужны для обеспечения легальности, чтобы ОМОН никого не задерживал лишний раз. Но вы предпочли проявить непреклонность, распустив хвосты непримиримости, и стали выяснять, кто из вас круче перед лицом Кровавого Режима. Поддались безответственному давлению истероидов, и теперь сходка выглядит нелегально. А мне, обывателю, этого не нужно. И ваши разборки тоже не нужны. Потому что круче вас всех в этом плане окажется пустобрех Эдичка. Вы собираетесь с ним состязаться или думать о моей безопасности и интересах как вашего избирателя?
Тем не менее, я пошел, потому что есть и другая логика, которая имеет право на существование. Я не настолько богат средствами и методами воздействия на любимый Режим, чтобы легко ими разбрасываться. Допустим, В.И. Новодворская может блеснуть своим отсутствием, чтобы не стоять с удальцовскими молодцами на одном гектаре. А я не настолько идейно богат и аристократически тверд в убеждениях, не могу себе этого позволить. Тем более, их у Камня как-то не очень было видно. Вероятно, это субъективно: замечаешь в первую очередь своих. При всем этом, священную упертость В.И. Новодворской я уважаю — у неё своя не самая слабая голова на плечах и немаленький опыт, как и у Л.М. Алексеева и Е. Чириковой. Уважаю, но не разделяю: мой опыт другой.
Перед 15 декабря Режим попытался взять в заложники брата и родителей А. Навального. У меня тоже неоднозначное отношение к г-ну Навальному. Но стилистика власти слишком однозначна. Она напоминает времена, когда было плохо всем, кроме сотрудников НКВД. В конечном счете, им тоже стало плохо — чуть позже. Явно (для тех, кто не зажмурил глаза), что процесс пошел. Разобравшись с Навальным, Удальцовым, Собчак и Развозжаевым, они примутся за совершенно положительных и приятных людей, таких как мы с вами. Можно потом сколько угодно кричать из Черного Воронка на всю Вселенную: «Меня-то за что?!». Вселенная не услышит. А если и услышит, то ответит с пренебрежением: «А за то, что дурак. Раньше думать надо было!»
Управившись с этими, Режим сфокусируется на вас. Это его природа, другого он делать не умеет. Людям сейчас не до персональных понтов и разборок. В общих интересах, чтобы у Режима было побольше раздражителей с разных сторон, чтобы ему приходилось отмахиваться и от того, и от другого, и от третьего. Иначе он всех по очереди затопчет и аккуратно сложит в кучу. Ради государственного спокойствия и стабильности — чтобы бюджет не мешали пилить.
Третье. А если не ходить, то что? Если ходить, то понятно, что ничего. Напишут, что было всего 300 человек, что КС и оппозиция провалились, что это жалкая кучка, движимая желанием пропиариться. Это все понятно. Но что изменится, если ты не пойдешь? Какой профит от этого? По-моему, только укрепится самоудовлетворение некоторых товарищей: мол, я умный и принципиальный, и не пошел, заранее все просчитал. Написал текст, почему умным людям не следует ходить. Безукоризненно логичный. Ещё раз: я понимаю и ценю эту логику и уважаю тех, кто её артикулирует. Но всё-таки я пошел на Лубянку. Да, вот такой я — со всех сторон глупый и непринципиальный, неспособный всё заранее просчитать.
Приехал с женой, часок постояли на морозе, без видимой пользы для Престол-Отечества и отцов Русской Демократии. Но на душе стало как-то легче. Не приходится писать логичные тексты с оправдательной интонацией. Может, не приди мы все, руководители протестов так легко бы не отделались. Режим знает, что на самом деле было не 300-400 человек, а несколько тысяч, которые менялись друг с другом. Он понимает, что если случится что-то ужасное, как год назад, то на улицу выйдет в десять раз больше людей. Тем не менее, КС пора подкорректировать свои приоритеты. Не для того его избирали, чтобы он ходил на митинги. Хорошо бы поменьше несгибаемых павлиньих хвостов и больше заботы о своих избирателях. За павлиньими хвостами мы и без вас знаем, куда обратиться.
