Патриарх Кирилл, выражая сожаление о том, что либеральная пресса не дала возможности ввести православный катехизис в школы, отметил, что российское общество является религиозным. Это подтверждают многочасовые очереди к Поясу Богородицы. Действительно, очереди были грандиозными, и среди них немало верующих. Но почему никогда не наблюдается столь же масштабных паломничеств к Обыденской церкви Илии Пророка, где уже давно хранится частичка этого самого Пояса? Почему нет массового интереса к другим храмам, где находятся важные святыни? В дни праздников, таких как Пасха, люди выстраиваются в очереди, чтобы освятить куличи и яйца, но лишь малая часть из них регулярно посещает храм для молитвы.
Один мудрый человек в точности охарактеризовал нашу ситуацию: мы не верующие, а суеверные. Множество людей воспринимает веру как необходимость носить крестик, украшать свои автомобили образами и заполнять дома иконами. Часто они освящают куличи и яйца, при этом не соблюдая пост, который воспринимается лишь как способ похудеть. Исследования показывают, что треть граждан не может назвать ни одного смертного греха, а треть православных одновременно утверждает, что не верит в Бога.
Вспоминается девушка, которая в эфире полностью поддерживала Московскую Патриархию в конфликте с Римом, утверждая, что мы христиане, а католики — нет. Но вот типичная ситуация из Иерусалима: российские туристы, посещая Храм Гроба Господня — самое святое место для христиан, спрашивают, является ли он православным. Получив отказ, они говорят: «Тогда мы не пойдем». Это вызывает недоумение, ведь такие люди считают себя верующими, но на практике проявляют невежество.
К сожалению, среди множества людей, пришедших к Поясу Богородицы, было много тех, кто пришел лишь для моды или в надежде на чудо. В нашем обществе больше людей, подверженных религиозному мистицизму, чем настоящих верующих. Я с уважением отношусь ко всем, кто искренне верит, независимо от конфессии, поскольку такие люди, как правило, добросердечные и порядочные. Однако, к сожалению, таких людей немного. Большинство не верит ни во что, но при этом причисляют себя к православным, католикам или мусульманам. Их вера, как правило, ограничивается лишь обрядами и внешними атрибутами. Эти люди готовы доказывать, что их вера — единственно верная, несмотря на то, что на самом деле в них не осталось истинной веры.
