В ходе заседания Кабинета министров премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал не допускать формирования мигрантами анклавов на территории страны. Важно предотвратить «негативные проявления» со стороны приезжих, в том числе давать им возможность создавать обособленные территории. Медведев также призвал «защитить дальневосточные регионы от избыточной экспансии граждан приграничных государств», явно имея в виду, прежде всего, Китай.
Удивительное рядом. Руководство страны наконец-то заметило, что весь Дальний Восток заселен китайцами. Эта ситуация напоминает лесные пожары: когда горело вокруг Москвы, только об этом и говорили, а когда загорелись сибирские города, упоминали вскользь, без душераздирающих подробностей. С мигрантами наблюдается такая же картина. Губернатор Ткачев произносит полууголовную речь о необходимости выдавливать граждан России кавказской национальности, и все обсуждают проблему выходцев с юга, заполонивших большие города в европейской части страны. В то же время на Востоке страны китайцев уже фактически больше, чем местных жителей. Эти огромные просторы, богатые ресурсами, остаются с недостаточным населением и отсутствующей инфраструктурой, а под боком находится миллиардный Китай, развивающийся бурными темпами и расширяющий свое влияние по всему миру. Непрерывные олимпийские победы — лишь малая, самая безобидная часть этой экспансии.
Если бы мы жили не в начале 21 века, а сто лет назад, расклад был бы ясен: Китай просто хлынул бы на наши незащищенные, безлюдные земли, а сотни тысяч китайцев, уже живущих здесь, стали бы пятой колонной. Однако мы находимся в ядерную эпоху, у нас есть в запасе атомная бомба, и в данный момент мы можем не опасаться того, что Китай одним махом оттяпает у нас полстраны. Тем не менее, в ядерную эпоху, в эпоху глобализации и массового перемещения людей вовсе не обязательно атаковать чужую страну с помощью танков и авиации. Экономика Дальнего Востока завязана на Китай: китайцы работают там повсеместно, живут целыми колониями, легально или нелегально пускают корни, и эта территория фактически становится китайской, что чревато межэтническими столкновениями. Ткачев приводил в пример Косово, где сербские земли заселили албанцы. Я не сомневаюсь, что многие сейчас боятся, как бы Дальний Восток не превратился в такое же Косово. И Медведев этого боится. Но я не вижу четкого плана действия.
Это не тот план, который предлагает Ткачев с казачками. Допустим, мы вытесним всех китайцев обратно в Китай. Но что будет дальше? Нам самим эти земли нужны? Мы собираемся на них что-то делать и осваивать миллионы бесхозных квадратных километров? Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним это пространство, китайцы так или иначе заполнят его сами.