Антон Орехъ: Минус Явлинский

Центризбирком, судя по всему, не зарегистрирует Григория Явлинского кандидатом в президенты.

Власти, похоже, решили не допустить появления Явлинского в списке кандидатов. С одной стороны, они устраняют самого неудобного кандидата – Григория Алексеевича, с другой – компенсируют это снятием одиозного Мезенцева, сбор подписей в пользу которого стал настоящим шоу жульничества и воровства. Неудобство Явлинского заключается, конечно, не в его персональных качествах. Шансов на достойный результат у него не было. Однако его сторонники и наблюдатели составляют серьезную конкуренцию любому, кто может оспаривать фальсификации на выборах в Думу в декабре. Но вся эта ситуация открывает возможность поговорить не только о подлой практике, но и о подлой теории.

Капкан для Явлинского был установлен самой системой сбора подписей. Порог в два миллиона подписей представляется совершенно несуразным. Собрать такое количество подписей честным путем в России практически невозможно. Представить, за какую инициативу можно было бы собрать два миллиона подписей, сложно. Разве что это могло бы быть что-то вроде борьбы с Чубайсом или жидо-масонами. Или, возможно, против Америки. Два миллиона – это огромный город! Более того, в России только Москва и Санкт-Петербург превышают это число по населению. И речь идет не просто о двух миллионах случайных людей, а о двух миллионах сторонников. Нужно обойти всю страну и найти два миллиона человек, согласных на конкретную инициативу, и сделать это за месяц, включая десять дней новогодних праздников. Как это осуществить, не потратив десятки миллионов на найм сборщиков, рассылку подписных листов и пропаганду?

На думских выборах за Яблоко проголосовали два миллиона двести тысяч человек. Неужели у ЦИК нет сомнений в подлинности этих голосов? Почему эти голоса не могут быть учтены? Или сборщики подписей должны были отыскать каждого, кто голосовал за Яблоко, даже в самых удаленных уголках страны? Притом, что все знают, как существуют промышленные способы сбора «левых» подписей и как их можно сделать похожими на настоящие. Разница лишь в том, что на одни подписи при проверке смотрят сквозь пальцы, а другие изучают под микроскопом. В итоге получается, как на прошлых выборах, когда малоизвестный кандидат Богданов легко собрал два миллиона нужных подписей, но не получил даже миллиона голосов от избирателей. Куда же делся оставшийся миллион его сторонников? И были ли они вообще?

Таким образом, жертва Явлинского не должна быть напрасной. Глупая, репрессивная и жульническая норма о сборе подписей должна быть отменена. По крайней мере, порог должен быть снижен в десять раз.

Оцените статью
Ритм Москвы