Первый замглавы администрации президента Владислав Сурков дал интервью газете «Известия», в котором прокомментировал волнения на межнациональной почве, охватившие столицу и ряд городов России. Он считает, что беспорядки на Манежной площади возникли из-за мода на несанкционированные акции, введенной внесистемной оппозицией: «Это ведь как бы либеральная публика упорно вводит в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют… 11-е происходит из 31-го», – подчеркнул Сурков.
Возникает желание воскликнуть: да что он такое говорит, да он же ничего не понимает! Но, на самом деле, Сурков прекрасно понимает суть происходящего. Он – один из самых хитроумных людей нашего времени. У него есть простой ответ на сложный вопрос: почему тысячи молодых людей в разных городах выходят с фашистскими лозунгами и идут бить инородцев, а тысячи других сочувствуют этому? Оказывается, виноваты якобы пара сотен несогласных либералов, которые семь раз в году выходят на Манежную и, не успев ничего толком сказать, попадают в кутузку.
Из этого ответа складывается впечатление, что в стране не существует проблемы национализма, не существует фашизма, когда выходцев с Кавказа не считают соотечественниками, нет проблем футбольных фанатов и экстремизма в их среде, нет никаких проблем с молодежью или продажной милицией. У нас нет никаких других проблем, кроме той, что дважды в год на Триумфальную площадь выходят две сотни либералов, имеющие на это полное право по Конституции, но их, наплевав на закон, собирают и тащат в кутузку. Вот они во всем и виноваты.
Хотя те, кто в эти дни проявлял агрессию на Манежной, у Киевского вокзала, в Питере на Сенной, в Самаре, Ростове, Солнечногорске, в подавляющем большинстве вряд ли вообще знают о Триумфальной или могут объяснить, что происходит 31-го числа. Они не идут на митинг или акцию; они конкретно идут «мочить» «хачей» и «гасить» «чурок». Но Сурков, похоже, не видит разницы между правом на свободу собраний, свободы слова и националистскими погромами, называя конституционное право модой.
На самом деле, все он прекрасно видит, но Владислав Юрьевич слишком уверовал в свою звезду. Он вжился в образ серого кардинала Кремля и полюбил свою роль архитектора суверенной демократии и идеолога Вертикали. Подозреваю, что именно себя он считает главным человеком в стране. И приятно, когда большая страна живет в соответствии с твоими личными замыслами. Как говорит Дмитрий Анатольевич, «всё под контролем». Но, похоже, что Владислав Юрьевич потихоньку заигрался. Улицы начинают писать свой сценарий.
Толпе плевать на Вертикаль и суверенную демократию, ей вообще плевать на всё. Сурков считает себя укротителем? Но всякий укротитель знает, что стоит ему один раз расслабиться – и тигр его сожрет.