Странная история произошла вокруг уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. На ленте информационного агентства РИА появилось сообщение о том, что омбудсмены Пензенской и Брянской областей, а также Северной Осетии выступили с просьбой к президенту Медведеву оценить деятельность Лукина. По их мнению, работа уполномоченного по правам человека в России отличается избирательным подходом: он уделяет множество внимания политическим вопросам и открыто поддерживает оппозицию. Позже омбудсмен Северной Осетии Валерий Цомартов заявил, что не подписывал никаких обращений. Также Петр Рожков, представляющий Брянскую область, подтвердил, что обращения не подписывал.
Что же означает критика омбудсмена Лукина? Она свидетельствует лишь об одном – Владимир Петрович Лукин является качественным всероссийским омбудсменом и, что не менее важно, хорошим человеком. В том, что он достойный, я никогда не сомневался. Однако в его качестве правозащитника порой возникали сомнения. Мне казалось, что он слишком мягок, обтекаем, и не всегда проявляет решимость. Он часто спорил с властями по второстепенным вопросам, в то время как по важным предпочитал молчать, избегая прямых высказываний. И так оно, в общем-то, и было.
В стране, где права человека ежедневно попираются в промышленных масштабах, омбудсмен должен быть не только заметен, но и активен. Необходимо, чтобы он каждый день был на экранах, выступал с яркими заявлениями и обращениями к Кремлю. Гражданам и так не на кого положиться, а если уполномоченный молчит, ситуация становится ещё более тревожной. Однако после событий 31 мая на Триумфальной площади Владимир Петрович, наконец, выступил. Он не совершил никакого нравственного подвига, не проявил неслыханного мужества. Он просто выполнил свои прямые обязанности, назвав вещи своими именами. Он заявил, что милиция нарушала закон и применяла ничем не оправданную грубую физическую силу. Лукин описал то, что видел любой нормальный, непредвзятый человек, тем самым просто сказал всё как было. Если в чем-то его и можно упрекнуть, так это в том, что он не всегда столь чёток и откровенен.
Однако реакция неопознанных региональных коллег Лукина, как и различных так называемых ветеранов, очень показательная. Есть люди, занимающие чисто номинальные посты, которым просто положено быть на своих местах. Их задача – сидеть тихо, получать жалование и не ссориться с начальством. В настоящее время задача этих людей – продемонстрировать свою преданность, но не народу или правам человека, а именно начальству. Даже чисто логически: если возникает какое-то коллективное обращение, это не означает, что всем в один момент пришла одна и та же мысль. Это значит, что идея пришла в голову кому-то в Москве, и там же решили, что неплохо было бы, чтобы эту записку подписали ветераны, омбудсмены и подобные лица. Они и подписали.
Именно поэтому я считаю, что Лукин молодец и всё сделал правильно.