Современные диктаторские режимы имеют характерную особенность: в них полностью отсутствуют политические процессы, приговоры и, соответственно, политические заключенные. Иронично, но в условиях диктатуры и сама политика как таковая исчезает. На первый план выходит лишь диктатор и его противники, что трудно назвать настоящей политической борьбой. При этом диктатор не признает своих противников, стараясь сделать вид, что они ему не ровня. На деле же, они не являются оппонентами или лидерами, за которыми стоят тысячи или миллионы сторонников. В глазах диктатора они представляют собой не более чем жуликов и мошенников, пусть и небольших, с крупными махинациями.
В России, под предлогом хозяйственного спора, расправились с каналом НТВ и попранием свободной прессы. Михаила Ходорковского посадили как махинатора, а оппозиционного политика Алексея Навального заключили за несущественные хищения, несмотря на постоянные обвинения в его адрес, называя марионеткой Запада. Наказание, однако, выносится вовсе не за это. В Беларуси наблюдаем схожий сценарий, где диктаторство достигло клинической стадии. Виктор Бабарико, хоть и не является Навальным, был главным соперником Александра Лукашенко на выборах, которые Лукашенко, тем не менее, проиграл. Проиграл Светлане Тихановской, которую сатрап не принимал всерьез, допустив ее к голосованию лишь для создания видимости альтернативы. Но Тихановская не только участвовала, она выиграла, хотя люди голосовали больше против Лукашенко, чем за нее, а настоящим кандидатом от оппозиции стал народ.
Но прежде всего был Бабарико! Интересный кандидат, при победе которого довольны были бы даже в Кремле, ведь он – наш человек, «газпромовский». Не будучи политологом, не берусь судить о механизмах власти, но если вдруг Лукашенко начнет надоедать Путину, не исключено, что мы увидим триумфальное освобождение Виктора Бабарико из заключения с последующим назначением его председателем Национального спасения. Но когда это произойдет? Возможно ли это вообще? Есть ли у этих фантазий хоть какая-то основа?
Пока же Виктор Бабарико – это наш человек, которого Лукашенко просто так снял с выборов и заключил в тюрьму. Учитывая его возраст и здоровье, 14 лет можно считать пожизненным сроком и медленным убийством. За все это время Россия, помимо глухого протеста «Газпрома», ничего не предпринимает для его освобождения. Если Лукашенко рассчитывал на торг с ним в обмен на товары и услуги, он просчитался. Это сигнал не только для Бабарико. В Беларуси репрессируются десятки российских граждан по различным делам, и их судьба никого уже не волнует. Эти люди, свои, которых не жалко бросить. Это еще одна особенность диктатур: они по своей природе безразличны к конкретным живым людям.
ТЕЛЕГРАМ ОРЕХА