Приговор в отношении полицейских, которые подбросили наркотики Ивану Голунову, – уникален и теперь уже совершенно неповторим. Хотя это произошло не так давно, изменения, которые произошли с тех пор, поразительны. Если бы такая ситуация произошла с Иваном сегодня, то он оказался бы на скамье подсудимых, а срок, вероятно, был бы невероятно суровым. Полицейские, вмешавшиеся в дело, получили бы новые погоны и премии, позволяющие им покупку автомобилей и квартир на непонятные доходы. В этом заключается современная реальность России: в ней считается нормальным жить, как подобает. Дело Голунова – это, в сущности, казус.
Тем не менее, его история служит напоминанием о том, что объединение добрых людей может остановить репрессивную машину, которая хватает человека не с целью справедливости, а для того, чтобы поглотить. Вспомните громкие приговоры последних лет. О чем я говорю – даже вспомнить большинство из них невозможно из-за их огромного количества. Лучшее, что можно назвать «помилованием по-русски», – это условный срок. Лишь в редких случаях виноватыми оказываются полицейские, и для этого им необходимо совершить что-то поистине вопиющей. Однако у Голунова и вопиющего-то ничего не было – лишь обычная полицейская практика фальсификации дел. Таким образом, в стране оказались за решеткой тысячи людей.
Но даже в этом деле есть такой персонаж, как Андрей Щиров. Этот бывший начальник отдела по наркотикам УВД Западного округа потихоньку уехал за границу. Интересно, на какие средства он там живет? А Юрий Титов, экс-начальник пресс-службы столичного МВД, вроде бы уволенный, тихонько устроился в пресс-службе департамента региональной безопасности и противодействия коррупции московской мэрии. Однако таким людям путь на подобные должности должен быть закрыт навсегда.
Кстати, если взглянуть на приговор Ляховцу и его соучастникам, можно заметить удивительное примечание. Оказывается, после отсидки они через четыре года теоретически могут снова вернуться в правоохранительные органы. То есть Ляховец через 16 лет может вновь надеть форму? Как такое возможно? Впрочем, я уже говорил, что в будущем подобные приговоры не будут повторяться. Сажать будут таких, как Голунов, а таких, как Ляховец – награждать.
Но пока мы можем уверенно сказать, что в июне 2019 года всё было не зря. И Я/Мы, и солидарность коллег вплоть до федеральных каналов, и сотни людей у ворот УВД, и даже Навальный, поддерживавший Голунова и затем порвавший с ним, действовали не напрасно. Однако сам Навальный сегодня находится в колонии, и это как раз и есть норма для России в 21-м веке.
СЕМИЛЕТНИЙ ПИКЕТЧИК, КУКЛЫ ЗА РЕШЕТКОЙ И МИМИКА ФУРГАЛА – В ТЕЛЕГРАМЕ ОРЕХА