Заявление главы МИД Украины Павла Климкина совпало с профессиональным праздником украинских дипломатов. Возможно, они перепраздновали или, наоборот, недогуляли. Говоря по совести, я понимаю эмоции Климкина: хочется что-то сделать с текущей ситуацией, но что именно — непонятно.
Я был в Киеве один раз, пять лет назад. Это очень красивый город, а люди там становятся всё более душевными. Большинство говорит по-русски, и никаких проблем у меня не возникло — как и во Львове, куда я заехал примерно в то же время. Правда, всё это было ещё до Крыма и до войны. Теперь я бы, возможно, хотел ещё раз посетить эти места, но боюсь, что не пустят. Мужчина, ещё не старый, способный держать в руках оружие, пересекающий российско-украинскую границу сам по себе вызывает подозрения. А в роли журналиста я бы и вовсе оказался в ситуации, когда меня могут просто отправить назад без лишних объяснений. Были уже такие случаи, и достаточное количество, чтобы не считать это совпадением.
При этом я не представляю никакой реальной угрозы для Украины. И хоть я ещё не старый и могу держать оружие, делать я этого не буду и даже не собираюсь. В это же время на украинской территории находятся россияне, которые не только имеют свои мысли, но и ведут огонь из оружия. Как они туда попали? И как, по мнению Климкина, будут попадать после Нового года? Они предъявят биометрические паспорта? Дадут предварительное уведомление о желании пересечь границу и посетить Украину? Какова же будет цель их поездки? Неужели туризм?
С будущего года, помимо биометрии и уведомления, будет действовать ещё одна мера: контроль за въехавшими непосредственно на территории Украины. И вот в этом и заключается главная проблема. Те, кто воюют в Донбассе, попадают на Украину без паспортов, уведомлений и виз. Они просто пересекают границу, потому что там есть огромная дыра, которую Украина сама не в состоянии заделать.
Эта ситуация сама по себе абсурдна. Не могут две воюющие стороны обсуждать вопросы визового режима. Эта мера просто бессмысленна. Если Украина хочет навести порядок на своих рубежах, ей нужно не вводить визы, а укреплять свои оборонительные возможности.
С другой стороны, любое ужесточение пограничного контроля в первую очередь ударит по гражданам Украины, которые едут в Россию на заработки. Не россияне стремятся на Украину, а украинцы едут в Россию. Россияне идут воевать — и им визы не нужны, а украинским гастарбайтерам потребуются. Россияне смогут проникнуть через границу, а украинцы — нет. Таким образом, все эти системы учёта и контроля создадут проблемы только для граждан Украины и никак не помешают злоумышленникам из России. Что и требовалось доказать.
С праздником вас, украинские дипломаты.