Хорошо, когда рядом есть кто-то умнее тебя. Садишься в кресло, включаешь телевизор, а на экране – сериал. Спокойствие наполняет душу, ведь перед тем как выбрать это кино, кто-то другой, гораздо более умный, уже посмотрел его. Это он решил, что именно это тебе следует видеть, а что нет. Его мнение весомее, чем твое.
Взять, к примеру, ситуацию с сериалом «Мастер и Маргарита». Удалили из него сцену, где трамвай отрезает голову Берлиозу. Много ли зрители потеряли, не увидев этого эпизода? Возможно, это было правильное решение. В праздник люди собираются за столом, может, даже дети рядом. А что может быть лучше – без ужаса на экране, когда семья наслаждается общением? Зачем же показывать жестокость, особенно когда речь идет о куске пленки и трамвайной катастрофе?
Редакторы, похоже, проявили небрежность в своей работе. Внимательные зрители утверждают, что Жоржу Бенгальскому голову отрывают, хотя, по идее, этого делать не должно. И ладно, что на экране показано распятие и обнаженные тела. Весь подтекст произведения уже давно вызывал вопросы, еще 80 лет назад это заметили. Странно, что лишь эпизод с Берлиозом подвергли редактированию.
На нашем телевидении присутствует какая-то избирательная духовность и целомудрие. Гопота и похабщина без усталости демонстрируются на экране, и вдруг, как будто по мановению волшебной палочки, удаляют кусок из Булгакова. Парадоксально ведь! В то время как одни «творцы» рисуют георгиевские ленты на презервативах, другие закрашивают свастику на плакатах времен войны, уверенные в своей духовной правоте.
Сейчас остается лишь ждать, когда более умные люди, чем мы, приведут в порядок фильмы и книги, чтобы наше душевное равновесие не пострадало. Режиссер Бортко вызывает у меня лишь частичное сочувствие. Находясь в Думе все эти годы, он своими словами и действиями способствовал торжеству этой ереси. Он сам разливал это масло Аннушке и подгонял трамвай, который, слава богу, отрезал не голову, а всего лишь кусок пленки.