С уважением отношусь к ностальгии, но если она касается вымышленных идеалов, то какие основания для почтения? В Государственной Думе три фракции, являющиеся просто массовкой для «Единой России», задумали вернуть в школы предмет НВП. Депутаты недавно открыто признались, что создают законы от скуки или для пиара, и за этим стоит вопрос: насколько их намерения серьезны в этот раз?
Тема НВП не нова: разговоры об этом становятся все настойчивее, и, вероятно, теперь действительно стоит ожидать чего-то реального. Но я не собираюсь погружаться в дискуссии о милитаризации общества и растущей истерии, охватывающей даже подростков – это и так очевидно. Повторять, что некоторые пытаются воскресить труп Советского Союза и при этом не замечают, что сейчас XXI век, было бы глупо. Они, кажется, хотят вернуться в 70-е или 80-е, а у кого-то, возможно, и в 30-е-40-е. Ностальгия по прошлому у этих людей становится машиной времени. «Возрождая империю», они на самом деле создают её пародию.
С практической точки зрения интересно, чего они хотят добиться с помощью НВП? Я учился в советской школе в эпоху застойных годов, и не стоит рассказывать мне о чудесах этого предмета. Обычно занятия проводили отставные военные, и таких было несколько. Все они выглядели и говорили, как персонажи анекдотов про прапорщиков. На уроках мы изучали скучные учебники, где теоретически описывались гранаты и уставы советской армии. Также проходили темы о ядерном оружии и том, как надо укрыться при взрыве. Знаковым моментом была строевая подготовка, где школьники пытались выполнять команды – вот так мы будто бы воспитывали любовь к родине или «суворовскую науку побеждать». Вопреки распространённым мнениям, собирать и разбирать автомат Калашникова нам давали возможность всего несколько раз, и в этом не было ничего убедительного. Гораздо интереснее было бы пострелять, так как однажды нас даже возили на полигон. Я стрелял довольно неплохо, выбив очков на пять с плюсом, но военрук утверждал, что я не мог так точно стрелять и, вероятно, сделал больше выстрелов. Как он объяснил большее число патронов в автомате, осталось за кадром, но, сжалившись, он поставил мне «четыре» вместо «тройки».
И вот с этой ерундой собираются заниматься современные дети? Наши патриоты готовятся к войне с неведомым противником, хотя кажется, что на самом деле они готовятся к борьбе с фашистами из старых фильмов. Когда мальчики, как один, поднимаются из окопа с криками «За Родину! За Сталина!», а девочки бегут следом, перевязывая раны. Я наблюдаю за нашим милитаризмом и думаю: не дай бог, если война действительно грянет. С такими идиотами мы либо проиграем, либо полстраны положим в бою.