Распоряжение Путина о дополнении учебника истории главой, посвященной Крыму, станет неизбежным. Оптимальным вариантом было бы, если эту главу написал бы сам президент, ведь яснее него про Крым, пожалуй, никто не расскажет. В качестве материала можно было бы просто включить в учебник речь Владимира Владимировича, произнесённую во время подписания договора о присоединении Крыма и Севастополя. Эта речь, кстати, была действительно сильной – возможно, одной из лучших в его политической карьере. Это событие сравнимо с произведениями великих русских писателей, таких как «Евгений Онегин» Пушкина или «Чайка» Чехова.
Тем не менее, включение президентской речи в учебник, вероятно, не станет реальностью. Скорее всего, будут придуманы свои версии, и на первых порах эта работа будет проходить гладко. О Крыме можно сказать много патриотичного и, что важно, правдивого. История полуострова охватывает значительный период – от времён Петра Великого до героической обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Тут никаких сюрпризов не будет, ведь Крым не является чем-то неведомым; его изучали в школе и раньше, причём достаточно подробно и с патетическим настроением.
Однако настоящие трудности возникнут в тот момент, когда речь зайдёт о передаче Крыма из состава России в состав Украины при Никите Сергеевиче. А ещё сложнее станет, когда дело дойдёт до февраля-марта 2014 года, когда Крым и Севастополь вернулись обратно. Дело в том, что такие события нельзя считать частью истории. Если включать в понятие истории все произошедшие события, то в учебники следует срочно добавить главу о вчерашних событиях, а завтра – писать о происходящем сегодня.
Лично я полагаю, что история заканчивается на поколении дедов. Даже поколения отцов уже нельзя оценивать объективно. Как же можно оценивать события, происходящие на наших глазах, когда современные герои продолжают творить эту самую историю? Как оценить последствия, если процесс ещё продолжается? Для этого существуют публицистика, журналистика и другие актуальные жанры. Сегодня про Крым в учебнике можно написать только то, что говорят в телевизоре. Однако учить по телевизионным новостям, а затем сдавать ЕГЭ по материалам Первого канала или сюжетам НТВ – это довольно странно, если вы действительно озабочены изучением истории, а не вдалбливанием пропаганды.
Но в этом вопросе Владимир Владимирович может не переживать. Сегодня как школьники, так и их родители понимают ситуацию с Крымом так, как это и должно быть. Сам президент может быть уверен в том, что он войдет в учебники истории, но с точки зрения исторической науки это произойдет не в ближайшие сроки, а, возможно, через 25 лет. Мужчина крепкий, дай бог здоровья – уверен, он доживет. Не стоит торопиться.